Кто убил царя? – Я убил царя!

Кто убил царя? – Я убил царя!

Почему в 18 году 20-го века Самодержец всея Руси оказался никому не нужен? А чудовищное убийство семьи Романовых оставило равнодушным свидетелей этого преступления?

Пьеса Олега Богаева «Я убил царя» в одноимённой постановке режиссёра Владимира Мирзоева, прошедшей с большим успехом в конце ноября на сцене «Пространства Внутри», дает интересное осмысление событий ночи с 16 на 17 июля 1918 года.

На сцене минимум декораций и ярких спецэффектов; деревянные болванки – «головы» – условные черепа пятерых детей царя (4 дочерей и сына), к коим по ходу действия участники спектакля относятся как к игрушкам, или деревяшкам, на которых вымещают эмоции. Это также аналогия известной фотографии царских дочерей, где их остриженные наголо, после кори, улыбающиеся головки, «стоят» будто отделённые от тела на полке…

В течении полутора часов зрители с неотрывным интересом наблюдают игру семи замечательных актёров с непредсказуемой характерностью: Дмитрия Асташевича, Сергея Беляева, Александра Доронина, Олега Дуленина, Марии Карлсон, Елены Кореневой, Юлии Салминой, Ирины Рындиной.

Юлия Салмина (мойщица полов)
Юлия Салмина (мойщица полов)

Персонажей всего пятнадцать, – так что каждый играет двоих-троих. Талантливо перевоплощаясь, «герои» непринуждённо переходят из одного образа в другой. Среди них три роли блистательно исполняет звезда советского и российского театра и кино Елена Коренева.

«Авторскими» персонажами Мирзоев не ограничился, он ввёл своих, режиссёрских: актрису и певицу Ирину Рындину (драматическое сопрано), с аккомпанирующим ей гитаристом Алексеем Сидоровым. Они не участвуют в расследовании, а просто звучат, местами пронизывая оригинальным исполнением причудливость сценографии. Создаётся впечатление, что это музыкальное внедрение выражает некую инфернальную заколдованность, свойственную духу времени. Красивая, гармоничная музыка – в контрапункте с чудовищной реальностью.

Владимир Мирзоев, режиссёр постановки «Я убил царя»
Владимир Мирзоев, режиссёр постановки «Я убил царя»

Перед зрителем предстаёт многогранность духовного идиотизма определённой части, увы, нашего русского общества, – наследника октябрьской революции 1917 года. Называющие себя «православными», герои пьесы, – свидетели страшной трагедии – убийства царской семьи, как оказалось, «ни сном, ни духом» не имеют никакого отношения к живому Православию! Ни по делам своим, ни по словам. На сцене – самые настоящие антихристиане! И всё это смотрится очень смешно, «когда бы не было так грустно».

Их умы и сердца увлечены присвоением и пристраиванием вещей семьи Романовых, что остались после расстрела в доме, во дворе, на помойках… Их отупевшие, убогие, одержимые, пленённые своими идеями и фантазиями, души, живут в мире вещизма, выгод, мелких удобств, иллюзий и удовольствий. Они слепы и глухи к чужим страданиям и боли. В этом «царстве мёртвых» и заблудших, нет места жалости к невинно убиенным. Даже к детям! Они же – «не свои»…

Екатеринбургский драматург, ученик известного режиссёра и драматурга Николая Коляды, Олег Анатольевич Богаев долго вынашивал в себе эту историю. Жанр своей пьесы он обозначил как «постдокументальная драма». В результате она стала не только одной из самых сильных его «детищ», но и абсолютно инвективной (обличительной) для его земляков и не только… В убийстве царя виноваты все слои общества, – говорит её содержание, в основе которого дневники, документы, письма, изложенные факты в допросах и воспоминаниях. И хотя по праву драматурга, автор пьесы нарушает хронологию, он всё равно обращается к этим архивным материалам, чтобы расставить эмоциональные акценты, которые достойны восхищения! Тасуя документальные исторические факты, он преображает их в художественный текст, усиливая их драматический эффект. При этом ничего не преувеличено, а всё достаточно и так страшно.

Сергей Беляев (маляр)
Сергей Беляев (маляр)

Действие захватывает сразу… На сцене, – в тёмном пространстве, «подсвеченные» как на допросе «свыше», появляются люди из разных слоёв общества. Они разнообразны по внутреннему, а порой и внешнему уродству. Но у них есть нечто общее. Все произносят вступительное, «нормативно-защитное» к своим свидетельским откровениям: «я – православный(-ая)».

Как на исповеди, – «на страшном суде» Истории, поднимая блуждающие взоры в живую темноту зрительного зала, как пред всевидящим Оком, герои спектакля рассказывают свое отношение к убийству царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Поражает обыденность содержания и интонаций в рассказах этих карикатурных персонажей, где речь идёт о чудовищном преступлении в доме Ипатьевых. В завершении своих показаний – они едины в одном: «Жалко ли царя и его семью?.. – Не знаю… Нет, не жалко»… «А чего жалеть? – Он не мой сосед»… «Он проиграл битву за трон!»

Юлия Салмина (Дама) и Олег Дуленин (Ипатьев)
Юлия Салмина (Дама) и Олег Дуленин (Ипатьев)

Но ещё страшнее – видеть борьбу одержимых тщеславием душ: «Я убил царя!… Я!… Я!… Я!…» И вся эта бесовщина – за «минуту славы» в Истории! И голосов этих было так много…

Сам драматург Олег Богаев говорит о своём произведении так:

«Я никого не убивал! Какие ко мне претензии?!» – основная реакция жителей Екатеринбурга на этот материал. Лично я правнук одного из тех горожан, кто слышал выстрелы ночью, но повернулся на другой бок, подбил подушку – и дальше спать. А проснулся мой прадед только через пятнадцать лет в сталинском лагере. И кто виноват? Царь батюшка, дедушка Ленин или вечная обывательская психология? Театр ставит вопрос, а зритель ищет ответ».

Когда спектакль так талантливо-гротесково говорит об отношении к страшной трагедии, не можешь не задавать вопросы совести и не можешь не отвечать:

«А такие ли уж мы сами «правые» и «правильные»? Так ли чиста наша духовность? И так ли мы разумны и адекватны, как сами о себе думаем?»

певица Ирина Рындина - представитель инфернальных сил
певица Ирина Рындина — представитель инфернальных сил
гитарист Алексей Сидоров
гитарист Алексей Сидоров
Мария Карлсон (гимназистка)
Мария Карлсон (гимназистка)
Александр Доронин (офицер)
Александр Доронин (офицер)
Дмитрий Асташевич (аптекарь)
Дмитрий Асташевич (аптекарь)
Олег Дуленин (череп номер 4)
Олег Дуленин (череп номер 4)
Александр Доронин (комиссар Ермаков)
Александр Доронин (комиссар Ермаков)
Сергей Беляев (стрелочник)
Сергей Беляев (стрелочник)
Елена Коренева (пудель Джой)
Елена Коренева (пудель Джой)
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку