«Русскоязычные клиенты тратят более 3500 крон в день, немцы — около 2000 крон. Средний чешский турист тратит около 700 крон в день», — досадуют владельцы курортов Чехии. Как Вы думаете, сожалеют ли чехи об отсутствии из-за санкций богатых русских, приезжавших в Карловы Вары и другие лечебницы на длительный курс? Может ли компенсировать нехватку русских туристов внутренний или внутриевропейский спрос?
К этому можно прибавить и общее падение турпотока, с которым сталкиваются чешские друзья. Если в период с 2019 по 2022 год общее количество клиентов чешских здравниц сократилось с 900’000 до 840’000, то количество иностранных посетителей упало с 400’000 до менее чем 300″000.
Конкретно русских стало менее 10’000 вместо привычных 60’000 и более. Не говоря уже о том, что за свой приезд наши соотечественники вносили сопряженный с поездками вклад в развитие недвижимости страны, покупая жильё и арендуя его на длительный срок. Таким образом, в облюбованных русскими клиентами городах с началом спецоперации на Украине и санкций из-за неё бюджет не досчитался 80% доходов прежних лет.
И какой же вывод для себя сделали чешские предприниматели? Они решили, что потеря русских клиентов — это уже навсегда и нужно выживать, диверсифицируя доходы от въездного туризма из разных источников. Особенно будет хорошо, если удастся привлечь достаточное число гостей с Ближнего Востока и относительно богатых стран СНГ (Казахстан и Азербайджан). И уж совсем будет хорошо, если получится привлечь самых богатых — гостей из США.
Осталось только убедить их в том, что чешские курорты не менее привлекательны, чем более разрекламированные достопримечательности развитых европейских стран, и этот процесс потребует массы времени и усилий.
Чешские курорты отдают себе отчёт в том, что маркетинговая кампания потребует труда и денег. Поэтому они будут объединяться с другими европейскими курортами с пошатнувшимися позициями (такими как Баден Баден) для совместных программ.
Ближний Восток и североафриканские государства — это лакомый кусок, представляющий собой около 400 миллионов потребителей (5% населения Земли), где есть платёжеспособный спрос высокого ценового сегмента. Но пока арабский туризм в Чехии, Восточной и Центральной Европе — это недостижимая мечта. По итогам 2022 года большинство арабов предпочло Великобританию.
Бывшее советское пространство, на первый взгляд, это сравнительно небольшие возможности для европейских санаториев, которые вряд ли могут ощутимо компенсировать отсутствие русских гостей.
Казахстан — это 600 тысяч потребителей, большинство из которых предпочитает Турцию, ОАЭ и Египет. Хотя среди казахов есть и прослойка, летающая на Мальдивы и Сейшелы, но доля по-настоящему богатых людей здесь невелика.
Азербайджан — это менее 500 тысяч путешественников, которые преимущественно ориентированы на Турцию, Россию и Иран.
Но особая привлекательность заключается в том, что выездной турпоток постоянно и ощутимо растёт, превышая допандемические показатели. Так, вдвое больше казахстанцев выехали за рубеж в 2022 году по сравнению с 2019 годом, а выездной туризм Азербайджана за это время вырос в 1.5 раза.
Для Чехии станет вызовом «ставить» на перспективные направления прибытия туристов из мусульманских стран. В государстве, которое практически не затронуто иммиграцией, может стать проблемой подбор работников сферы услуг, знакомых с языками и восточными традициями.