Трагический в личном плане 1877 год для Чайковского (мы писали об этом в одной из последних статей) стал источником для целого ряда гениальных сочинений. Одно из них — Литургия Св. Иоанна Златоуста — создано в жанре церковной музыки, но строго следуя православным канонам оставило яркий след в истории русской музыки.
Обращение к церковному чину
Я очень часто бываю у обедни;
литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему,
одно из величайших художественных произведений.
Чайковский в письме к Надежде фон Мекк
История с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой летом 1877 года привела к тому, что Чайковский в полнейшем нервном расстройстве оставил службу в консерватории, спешно покинул Россию и в течение полугода при материальной поддержке меценатки Н. фон Мекк пробыл на лечении за границей и в имении фон Мекк, где имел полную свободу для реализации своих творческих планов.
В одном писем того времени, адресованному издателю композитора Юргенсону, мы находим просьбу отыскать «полный текст литургии». В данном действии скрывается желание композитора создать не концертное духовное сочинение, а настоящую церковную музыку по строгим канонам.
Литургия Иоанна Златоуста является одним из наиболее распространенных церковных чинов и исполняется в значительной части дней церковного года. Авторство исконной Литургии приписывается архиепископу Константинополя, одному из Вселенских святителей Иоанну Златоусту (4 в. н.э.). Византийская литургия, предложенная им, имеет строгий порядок и строится из проскомидии (вступительная часть) и двух литургий – оглашенных и верных. Каждая из частей имеет свой канонический порядок следования текстов. Именно ему придерживался Петр Чайковский при создании своего варианта Литургии.
Важно отметить, что обращение светских композиторов России к духовной музыке началось задолго до Чайковского. Назовем фамилии композиторов доглинскинской эпохи Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Степана Дегтярева и продолжим эту линию вдаль к ХХ веку благодаря обращениям к духовным жанрам Сергея Рахманинова, Александра Гречанинова, Павла Чеснокова и других русских композиторов.
Вышедшая за пределы церкви
Сочинение Литургии шло быстро – работа была совершена в четыре месяца 1878 года. Премьера состоялась в одной из Киевских церквей в 1879 году, вслед за этим последовали исполнения в 1880 году в одном из московских храмов и закрытом концерте духовной музыки Московской консерватории.
Важно отметить, что традиции того времени не предполагали исполнение духовных сочинений на открытых музыкальных встречах, то есть проводимых для публики по купленным билетам. Однако в конце 1880 года Литургия была исполнена на открытом концерте Русского музыкального общества, став первым в России духовным сочинением, прозвучавшим на публичном концерте.
Отзывы публики были противоречивы. Часть слушателей с восторгом приняла обращение Чайковского к духовной тематике, отметив попытки композитора вернуть православной музыке ее самобытность (хотя в целом Литургию отмечает весьма европейский подход к гармонизации). Часть слушателей была озадачена фактом исполнения духовного сочинения на открытом концерте, не считая это событие отвечающим нормам нравственности и духовности.
Наконец, православная церковь отреагировала на концерта достаточно жестко – «Литургия» была запрещена к исполнению в храмах. Однако запрет продлился сравнительно недолго: в 1893 году после внезапной кончины Чайковского «Литургия» прозвучала в Вознесенской церкви у Никитских ворот и в Александро-Невской лавре при отпевании композитора. Данная традиция поддерживается Синодальным хором до сих пор – в день памяти Чайковского 6 ноября (день смерти русского гения) «Литургия» звучит в одном из храмов столицы.
Концертное исполнение сочинения же остается достаточно редким. 3 ноября «Литургию Св. Иоанна Златоуста» Чайковского можно услышать на концерте Московской филармонии в исполнении Государственной академической хоровой капеллы России им. Юрлова.