13 ноября 2017 года на виолончельном фестивале Вивачелло (Vivacello) прозвучит долгожданная мировая премьера. Концерт для виолончели с оркестром лорда Майкла Бёркли (Michael Berkeley) будет исполнен в Концертном зале им. Чайковского в Москве виолончелистом Б. Андриановым в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (под рук. Джона Аксельрода).
Сэр Майкл Бёркли (род. 1948) – старший сын композитора сэра Леннокса Бёркли и крестник композитора Бенджамина Бриттена. Мальчиком будущий композитор пел в хоре Вестминстерского собора, это стало прекрасным началом его музыкальной карьеры. Затем он закончил Королевскую академию музыки и серьёзно занялся композицией. Как композитор сэр Бёркли быстро приобрёл мировую известность, его произведения вошли в репертуар Шотландского камерного оркестра, симфонических оркестров Лондона и Уэльса, они исполнялись Мстиславом Ростроповичем, Андре Превином, Хитер Харпер и другими выдающимися музыкантами. Лорд Бёркли написал 3 оперы: «Баа Баа Черная Овца» о Р. Киплинге, «Джейн Эйр» и «Для тебя» и симфонические произведения («Грегорианские вариации», «Или мы умрем?», «Плач Габриэля» и др). Он руководил международными фестивалями и вёл передачу на телевидении. За все направления своей деятельности получал высшие награды.
Перед премьерой Концерта для виолончели с оркестром Сэр Майкл Бёркли любезно согласился поделиться с читателям культурно-политического журнала «Э-Вести» мыслями о музыке.
ЭВ: Создаётся впечатление, что в своей музыкальной карьере Вы работали со всеми известными видами английской музыки: от церковных хоров до рок-н-ролла и фильмов. На Ваш взгляд, что есть жанр для композитора?
Лорд Майкл Бёркли: Я полагаю, что профессиональный композитор должен уметь творить во всех жанрах, быть способным к любой работе. Композиторы имеют навыки писать для всех инструментов и постоянно совершенствуют их, учась у музыкантов-исполнителей.
ЭВ: Вы устраиваете множество фестивалей. Какую роль играют сейчас музыкальные фестивали в Англии?
Лорд Майкл Бёркли: Фестивали, которые мне доводилось организовывать, играют двойственную роль — они позволяют людям, живущим за пределами крупных городов, приобщаться к лучшим образцам классической музыки, а также получать доступ к музыке по индивидуальным предпочтениям. Скажем, слушать старую музыку, или, напротив, современную, в зависимости от характера фестиваля.
ЭВ: Какую роль телевидение играет в популяризации музыки в Англии. Привлекает ли это молодёжь?
Лорд Майкл Бёркли: Телевизионная трансляция позволяет слушать огромный музыкальный массив. Это открывает возможности перед теми, кого это интересует.
Классическая музыка никогда не будет так популярна в молодёжных кругах, как популярная музыка. Но с возрастом люди поворачиваются к классике, в том числе, кстати, и сами поп-музыканты.
ЭВ: Вы заботитесь о музыке в современной Англии и много делаете для этого в парламенте. Что происходит сейчас в Англии с музыкальным образованием, с возможностями для молодежи, с ролью музыки в обществе? В чём Англия может поучиться в России и наоборот?
Лорд Майкл Бёркли: Я полагаю, что Россия лидирует в том, что приобщает совсем маленьких детей к музыке – ранние занятия хороши тем, что мышцы ребёнка податливы. А для таких музыкантов, как, к примеру, виолончелисты, это имеет решающее значение.
Что касается Англии, то у нас есть хорошие консерватории, но я беспокоюсь о том, что не у всех малышей в наших школах есть возможность заняться музыкой, и о том, что бюджет на музыкальное образование в школах был существенно урезан.
ЭВ: Можно ли Вас попросить немного подробнее рассказать об этом, и о фестивале Vivacello в частности?
Лорд Майкл Бёркли: Я был счастлив, когда Борис Андрианов попросил меня написать для него Концерт. Ведь до этого я слушал его записи и был впечатлён ими. В музыке важно сотрудничество, и меня очень радует выпавший мне шанс поработать с русскими коллегами. Я с нетерпением жду фестиваля Вивачелло.