«Лучше я деньги пропью». Как обходились без спонсоров рок-группы 1990х?

«Лучше я деньги пропью». Как обходились без спонсоров рок-группы 1990х?

Россия полна талантами, но «пробиться» удаётся далеко не всем. Более того, народная любовь не гарантирует дохода и спонсорской помощи.

Наш сегодняшний рассказ о популярной в конце 1980х-1990е в Чувашии рок-группе из города Алатырь под названием «Авария». Музыканты первыми предприняли попытку профессионально играть рок-музыку, посвятили жизнь любимому делу и не жалеют о том, что возглавить глобальные рейтинги и заработать миллионы им так и не удалось. Впрочем, ещё не всё потеряно…

Обозначаем постоянный состав. Лидером группы был Владимир Савин (к сожалению, покойный), он же автор песен и гитарист. Вторая гитара — Юрий Панин. На бас-гитаре играл Игорь Мазутов. За ударной установкой выступал Валентин Клипиков. Голос группы (вокал) и автор знаковых композиций, включая «Гладиатора» — Вячеслав Ситников.

Спешим взять интервью у двух музыкантов — Валентина Клипикова и Вячеслава Ситникова. Они без утайки погрузят нас в музыкальную жизнь 1990х, расскажут о своих успехах, нереализованных надеждах и о том, чем занимаются сегодня.

«Авария» на производстве: «У нас на заводе была самодеятельность»

Группа «Авария» возникла на основе градообразующего предприятия АО «Электроприбор». Руководство стремилось нести культуру в массы, и ему понадобился коллектив, который может обслуживать праздничные мероприятия. Со временем в него пришли люди с других заводов — АО «Электроавтомат» и АО «Алатырский механический завод».

В заводской самодеятельности были гитары, усилители и прочее. Музыкантов привлекало помещение и инструменты. Они рассказывают, что в момент образования группы в 1987 году все прелести «Перестройки» ещё не были так ощутимы в Алатыре: более-менее было население, которое ещё имело работу. Но за работу уже переставали платить, на аренду студии денег не было и инструменты были недоступны. К заводскому комплекту что-то приходилось докупать, а колонки, например, мастерить своими силами.

Вскоре «cамодеятельность» превратилась в группу, исполняющую хеви-метал и хард-рок. Играя популярную музыку как заводской коллектив, музыканты предпочитали в свободное от производственной работы время играть собственные «тяжёлые» композиции, песни «Арии», «Helloween», «Iron Maiden». Вскоре стали проводиться сторонние выступления и гастроли — музыканты писали заявление в охрану на вынос оборудования.

Ресторан Самэй - ударные Вячеслав Ситников, Гитара - Сергей Фадеев, бас-гитара - Владимир Савин, клавиши - Борис Александрович Серенков, саксофон - Геннадий Сергеевич Канаков
Ресторан Самэй — ударные Вячеслав Ситников, Гитара — Сергей Фадеев, бас-гитара — Владимир Савин, клавиши — Борис Александрович Серенков, саксофон — Геннадий Сергеевич Канаков

ЭВ: Вы ведь выступали не только на заводе, а много гастролировали? Хорошо получали за выступления?

Валентин Клипиков: Мы чередовали выступления на праздниках с собственными выступлениями, сами организовывали концерты, постоянно выступали то в ресторане «Заря», то в ДК, то на танцплощадках, то в ПТУ. Нам помогала в организации, например, руководитель горисполкома по культуре Таисия Ивановна Ефимова, через неё мы приняли участие в фестивале «Рок над Волгой», открывали и закрывали официальные мероприятия. Мы выступали и до армии, а после… выездов по Мордовии было как минимум 8. Причём запомнился концерт в Тургенево. Нас принимали особенно тепло, зал был переполнен. Как нам оплачивали работу? Так, что едва хватало на выпивку! В Тургенево, правда, нам после концерта накрыли стол…

Вячеслав Ситников: Мне тоже запомнился этот концерт, но расскажу про ещё один, который организовали методисты ДК. «Авария» тогда в первый и последний раз выступала под «фанеру». Праздничный концерт должен был пройти гладко, попросили записать фонограмму. Записали, отдали. Приняли «на грудь», и когда нам сообщили, что пора выходить на сцену, Клипиков обнаружил, что палочек в руках нет — они остались в гримерке. Запустили фонограмму, музыка идет, барабан стучит, а барабанщика нет. Напустили дым, тогда какую-то селитру бросали для дыма — я пел, но начал кашлять.  Ещё смешнее было с Юрой — ему привязали гирю, чтобы шнур не болтался, он вышел – а гиря за ним, на шнуре! Зал всё понял, хохотал, и мы осознали, что никогда больше не будем выступать под фанеру.

Чтобы организовать концерт самим, нам нужно было взять в долг или где-то подработать на машину. После концерта мы отдавали долг, себе оставляли только «на водку» и на «расходники» — такие вещи, как струны. На гонорары было невозможно не то что разбогатеть, но и прожить. Но мы любили своё дело, и вскоре Володя и я начали писать свои песни. Помню, на сцене пел Володя, у меня были кожаные перчатки с заклепками, одну из них мы бросили в зал. Ребята-подростки разодрали её — кожу! — на мелкие части. Это были фанаты. Я любил музыку, но до этого не понимал, что такое фанатеть. Так что, дело не только в деньгах. Мы получали удовлетворение.

Как всё начиналось: «У нас был Владимир Савин»

В любом деле есть организатор, у «Аварии» ключевым звеном был лидер группы Владимир Савин, гитарист, автор песен и бэк-вокал. Он же придумал название, которое было производным от любимой группы «Ария».

Когда Владимиру требовался музыкант, он получал рекомендации от знакомых или приглашал сам.

Постоянный состав «Аварии», узнаваемый в Алатыре, сформировался в 1988 году, а свой расцвет коллектив переживал до 1995-го.

Верхний ряд: Валентин Клипиков. Нижний ряд: Владимир Савин (первый слева) и Юрий Панин (первый справа)
Верхний ряд: Валентин Клипиков. Нижний ряд: Владимир Савин (первый слева) и Юрий Панин (первый справа)

ЭВ: Как вы пришли в коллектив?

Валентин Клипиков: Я работал на заводе, сделал себе пропуск, потом приходил на репетиции, спокойно шел через проходную. Сестра знала Савина, пела с ним, и однажды в 1988 году, когда группе потребовался барабанщик, предложила меня. Они меня прослушали, мы начали работать, и так я вошёл в коллектив. И мне, и Савину нравилась одна и та же музыка, она объединяла нас. Павел Малыгин выделил под репетиции помещение, и мы могли заниматься любимым делом. Так и пошло.

Вячеслав Ситников: Группа была организована за год до моего прихода. Мы с Владимиром Савиным были знакомы по совместным выступлениям на танцплощадках. Тогда в ней был другой вокалист, я время от времени работал с коллективом, приезжая в отпуск из армии. После службы остался в «Аварии». У нас в первом составе был вокалистом Сергей Блашенков. Поскольку Серега то придёт, то не придёт, Савин стал подыскивать постоянного вокалиста. Я тогда за границей работал, в Венгрии, когда приезжал в отпуск получил от группы предложение быть барабанщиком — отказался. Затем войска ушли из Венгрии, я вернулся в Алатырь — и у «Аварии» не было вокалистов; но Владимир уже не торопился кого-то брать, искал. Я ему весь репертуар западного рока перепел пару-тройку раз, и он неуверенно сказал: ну, давай, приходи на репетицию. Тогда выяснилось, что петь я, по большому счёту, не умею… Тогда Володя вспомнил, что в Алатыре есть знаменитая оперная певица Татьяна Фуртас, и я пошёл ставить к ней голос.

«Авария» совершенствуется: «Научи меня, а то я дурак-дураком»

Увлечённые музыкой люди не всегда имеют возможность в зрелом возрасте пройти по академической стезе, однако они выстраивают собственную, доступную схему обучения.

Как правило, у музыкального пути есть семейная предыстория. У Вячеслава отец был гармонистом, у Валентина — ударником. Сыновья воспитывались в любительской, но музыкальной среде, остальное — их личное достижение.

Участники «Аварии» не зря приобрели популярность — они взяли публику не только талантом, но и заслужили её признательность упорным трудом.

ЭВ: Каково было учиться музыке без отрыва от производства?

Валентин Клипиков: У нас, конечно, были мечты со временем выйти на профессиональный уровень. Учился я играть на барабанах от своего отца Анатолия Валентиновича Клипикова, который играл на барабанах и сейчас, в свои 77 лет, играет лучше меня. Я занимался музыкой с детства, каждый день играл на барабанах до мозолей, включал фонограммы и отрабатывал. Но однажды я выступал в ресторане с человеком с консерваторским образованием, его звали Борис Александрович Серенков, и попросил его: научи меня чему-нибудь, а то я дурак-дураком… А он мне: ничего тебе не надо учить, тебя учить — только портить. Но я «алатырского» уровня музыкант, в отличие от моей сестры Марины Клипиковой. Сестра моя училась в Свердловске (сейчас Екатеринбург), с «Уральским народным хором» выступала в Прикамье, и сегодня работает в Татарстане, обучает учеников. Они занимают первые и вторые места в Казани.

Вячеслав Ситников: У меня нет вообще никакого музыкального образования, но было большое желание научиться петь как Брюс Дикинсон из «Iron Maiden» или Валерий Кипелов из «Арии». Я согласился ходить заниматься к Татьяне Фургас, понимая, что у меня не хватает голоса — в конце выступления я хрипел и переходил на гроулинг, были проблемы с дыханием. Певица — талантливая и хорошая девушка, терпеливо занималась со мной по упрощённой системе. В тренинге я понял, что самое главное — правильное дыхание, чтобы у тебя голос выходил свободно к голосовой связке. Когда мы приехали с гастролями в Мордовию, в Тургенево, я почувствовал, что действительно пою правильно и ничуть не устал. Там отключилось электричество, а значит, микрофоны, и я смог завести зал, овладеть им — зрители подпевали. Когда от зала идёт отдача — ты получаешь моральное удовлетворение, огромный запас энергии. Шикарный был концерт, после него ребята толпились возле сцены и долго не хотели отпускать.

«Хватит доить коров, идите музыку слушать!»

Музыка как цель жизни — это особый подход к работе с аудиторией, творчеству и даже авторским правам. Ниже несколько красок о том, как продвигала своё творчество группа «Авария».

Стоят (слева направо): Игорь Мазутов (бас-гитара), Юрий Панин (гитара), Вячеслав Ситников (вокалист), Валентин Клипиков (барабаны). Сидит: Владимир Савин (лид-гитара, бэк-вокал)
Стоят (слева направо): Игорь Мазутов (бас-гитара), Юрий Панин (гитара), Вячеслав Ситников (вокалист), Валентин Клипиков (барабаны). Сидит: Владимир Савин (лид-гитара, бэк-вокал)

ЭВ: Когда в музыкантов вкладываются огромные средства, обеспечивается их пиар, приобретение аудитории естественно. Но как собирали аудиторию вы?

Вячеслав Ситников: Чтобы было понятно, расскажу один прикол. Приехали мы как-то в деревню неподалёку. Концерт был назначен на 20:00, смотрим — никого нет. Тогда мы вытащили на улицу колонку, и грянули в микрофон: «Деревня, просыпайтесь, рокеры к вам приехали! Хватит доить коров — идите на концерт!». Пришёл полный зал. Много лет спустя я встречал мужиков из этой деревни. Мы помним, говорят они, про хватит доить коров.

Бывали и моменты, когда популярность заимствовали. Однажды меня один уважаемый человек попросил написать казачьи песни — я написал. Меня предупреждали, что их будет исполнять в Москве, а про меня забудут. Так и получилось. Ну, думаю, ладно, главное, чтобы песни пели.

ЭВ: Глядя на ваши успехи многие ребята проникались музыкой. Видимо, эта часть музыкальной романтики им была не видна?

Вячеслав Ситников: Поначалу, когда мы выступали, то не задумывались о таких вещах. Для нас это было образом жизни: выступили, похулиганили, выпили… Деньги на выступлениях мы действительно зарабатывали, но на эти деньги трудно свести концы с концами. Нам всегда приходилось где-то работать. Например, я работал днём на стройке, мешал раствор, клал кирпич, а после смены в 16 часов переодевался, не ел, не пил, а шёл пешком на репетицию к 17 часам. Играли по четыре часа, обычно два раза в неделю, перед концертами — 3 раза в неделю. Со временем осознали, что стали примером для молодых, это было необычное ощущение.

Любили слушать, но не помогали: «Лучше я деньги пропью»

В 1990-е годы, казалось, группы росли как на дрожжах. Но это были столичные проекты, близкие к кошелькам щедрой элиты. В Алатыре элиты не считали нужным помогать культуре. У них были собственные взгляды на жизнь. Все хотели слушать коллектив, приглашали делать выступления, но выпустить альбом никто так и не помог.

Валентин Клипиков
Валентин Клипиков

Музыканты не гнушались тем, что просили своих заказчиков проспонсировать выступления. Причём под обязательство отработать выступлениями полученный грант. Даже в этом случае власть имущие не шли на встречу «Аварии». Зачем, если всё положить можно в собственные рты?

Валентин Клипиков: В 90-е годы трудности были у всей страны, и нам было трудно не только заработать деньги (у нас на работе то не платили), но и найти помещение, машину где-то взять. Когда мы ушли с заводской базы, нам предоставил помещение бывшей женской гимназии Паша Малыгин, затем дали возможность немного репетировать в шахматном павильоне «Горсада». Когда машину мы на свои деньги нанимали, было затратно. Спонсоров не было, сами скидывались и собирали.

Вячеслав Ситников: На музыку всегда приходилось подрабатывать. Время было тяжёлое, но энергии было полно. Когда я собирал вторую группу, потребовалось докупить инструменты, хорошие колонки, микрофон, примочки для гитар. В Алатыре всего этого не было — нужно было выезжать в большие города. Павел Михайлович Малыгин действительно нам очень помог с помещением, затем и с транспортом, спасибо ему огромное; местные тузы — не считали нужным ничего делать. Подходил я ко многим, говорю, помоги, а мы тебе за спонсорство отыграем на юбилее или свадьбе. Практически никто не давал, а один — самый яркий, сказал: «Я лучше эти деньги пропью, чем вам дам!». Недалёкие люди, способные только наворовать. Но у них же дети растут — и куда они пойдут теперь в нашей большой деревне?

Почему ни о чем не жалеем: «Я и сейчас играю, не могу остановиться»

Лидер группы Владимир Савин «держался» до последнего, но, как часто слушается в отсутствие средств, был вынужден переключиться на бытовые проблемы и все реже приходил на репетиции — они срывались, участников группы из других заводов переставали пускать через проходную.

Без ругани и конфликтов, деятельность коллектива постепенно сошла на нет. Тогда Вячеслав Ситников создал другую группу, где на лидер-гитаре играл Сергей Фадеев. В неё вошли Владимир Савин и профессиональные музыканты мультиинструменталист Борис Серенков, автор музыки и стихов, и Геннадий Казаков, который в дальнейшем выступал в коллективах Южной Кореи, Австралии и США. Играли в ресторанах, на стадионах. Авторитетные гости из Москвы удивлялись, когда приходили в ресторан, что в уездном городе, «на дровах» слышали замечательных исполнителей, которых и в столице редко найти.

С новой группой Вячеслав Ситников написал целый альбом, осталось несколько песен доделать: где-то вступление придумать, где-то конец песни. Но вторая группа тоже по личным обстоятельствам в один день прекратила существование.

Валентин Клипиков с середины 1990-х живёт в Екатеринбурге, где выступает и учит молодых ребят, таких же увлечённых, как он сам, и продолжает играть. Вячеслав Ситников остался в родном Алатыре, где сформировал собственную команду.

Они не только время от времени созваниваются и вспоминают былые времена, но и продолжают музыкальную жизнь после «Аварии».

ЭВ: Вы выступаете сегодня?

Валентин Клипиков: Время от времени я продолжаю выступать. Ребята мне звонят, когда снимают помещение часа на два, и уже есть там барабаны. Есть своя постоянная аудитория, но мы играем в основном для себя. По 3-4 часа репетируем. И я получаю много просьб обучить молодых ребят, всем показываю, объясняю. Мой старший сын тоже в каком-то смысле пошёл по моим стопам — он живёт в Москве и работает диджеем. Это, конечно, не совсем то — я люблю живую тяжёлую музыку…

Вячеслав Ситников: В моей жизни были моменты, когда я раздавал и продавал все инструменты — ничего не оставалось, опять всё накупал. Конечно, я любимое дело не бросил, «подтянул» двух братьев. Один из них освоил самостоятельно клавиши, второй играет на бас-гитаре. Мы подобрали разноплановый репертуар, в основном — песни «Арии», делаем утяжеленные каверы «Воскресенья», Гарри Мура, Карлоса Сантаны, Юрия Антонова, исполнили пару песен «Helloween», исполняем свои песни… Подработали несколько вещей, надеюсь, к весне-лету свой гараж откроем, придут зрители.

Мой сын играл в рок-группе в Москве, пошёл по моим стопам; но после её распада уехал из столицы, не принял предложение играть в рок-группе «Антилия». Сейчас он работает главным механиком на заводе в Саранске, а после работы — барабанщик. Установил дома ударную установку, его круг общения — блюзмены, джазисты, с ними он репетирует. Целая династия у нас образовалась. Мы делаем всё это не для кого-то, а для себя. Людям, конечно, музыка нужна.

Перед концертом в ДК. Верхний ряд (слева направо): Юрий Панин (гитара), Валентин Клипиков (барабаны), Вячеслав Ситников (вокал). Нижний ряд (слева направо): Анатолий (звукооператор), Владимир Савин (лид-гитара, бэк-вокал), Игорь Мазутов (бас-гитара)
Перед концертом в ДК. Верхний ряд (слева направо): Юрий Панин (гитара), Валентин Клипиков (барабаны), Вячеслав Ситников (вокал). Нижний ряд (слева направо): Анатолий (звукооператор), Владимир Савин (лид-гитара, бэк-вокал), Игорь Мазутов (бас-гитара)


Вячеслав Ситников. «За три тысячи вёрст»


Вячеслав Ситников. «Казачья кубанская»


Вячеслав Ситников. «Случайная встреча»


Вячеслав Ситников. «Гладиатор»

Данный материал выходит в сотрудничестве с Вячеславом Климкиным, лидером группы Альтернум, которого мы благодарим за помощь в организации интервью.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку