Имя и творческий образ итальянского композитора и виолончелиста Луиджи Боккерини (1743 – 1805) у многих меломанов неизменно ассоциируется с его знаменитым Менуэтом. Но были ли жизнь и творчество музыканта также легки и грациозны, как его самое известное сочинение, и что кроме Менуэта мы сегодня знаем о Боккерини?
Галантный бунтарь
Творческий стиль Боккерини, который один из критиков оценил как «огненный и мечтательный», явился своего рода мостом между галантным стилем рококо и зарождающимся классицизмом. Композитор соединил утонченность, воздушность рококо, привив на этот фундамент галантного стиля новые, ранее не присутствовавшие в нем драматические эмоциональные состояния и новые смелые гармонические решения.
В творческом багаже Боккерини собраны преимущественно инструментальные сочинения – симфонии, концерты, сочинения для камерных ансамблей и всего 1 опера, что в XVIII век оперы было большой редкостью. Связано это прежде всего с тем, что с детских лет Боккерини был блестящим виолончелистом и активно развивал исполнительское искусство не только как виртуоз, но и композитор.
Творческий облик Луиджи Боккерини отмечен целым рядом творческих связей, объединяющим его с предшественниками и последователями на стезе композиторского искусства. Будучи исконно итальянским музыкантом с особым пристрастием к ярким мелодическим темам, танцевальным ритмам, Боккерини впитал и сентиментализм французской оперы (А. Гретри), и экспрессию немецких творцов (в частности одного из сыновей И.С. Баха Филиппа Эммануила, который в XVIII веке, в отличие от своего отца, был широко известен в Европе). Боккерини без сомнения был в курсе ведущих музыкальных событий Европы. В одной из его симфоний мы встречаем танец фурий из реформаторской оперы старшего современника К.В. Глюка «Орфей и Эвридика».
Особый вклад Боккерини оставил в жанре камерной музыки. В большей мере это касается струнных квартетов и квинтетов. По сути, в творчестве композитора этот жанр начал свою кристаллизацию, дав дорогу последующим шедеврам В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена, которые были хорошо знакомы с сочинениями Боккерини и высоко их оценивали. Нельзя не отметить и творческий союз Боккерини с выдающимися струнными исполнителями своего времени Пьетро Нардини и Филиппо Манфреди (скрипка), Джузеппе Камбини (альт). Струнный квартет музыкантов был одним из первых профессиональных коллективов подобного рода в музыкальной истории Европы.
Менуэт из Струнного квартета E-dur в исполнении Cuarteto Europeo:
Радость творчества вопреки жизненным обстоятельствам
Музыка Боккерини – светлая, жизнелюбивая, наполненная чувствами – не отражает его реальной жизни. Радость от возможности общения с выдающимися музыкантами своего времени омрачалась бытовой неустроенностью и постоянной финансовой нуждой композитора. Новый стиль, выстраиваемый Боккерини в его сочинениях, был для большинства современников «грубым и резким» (!). В купе со вспыльчивостью характера – однажды Боккерини назвал невеждой наследника испанского престола Принца Астурийского, когда последнему не понравился его струнный квартет – это закрывало композитору путь ко многим монаршим дворам Европы.
Будучи уже обремененным семьей (жена и пятеро детей) Боккерини пишет прусскому королю Фридриху II, посылая ему свои сочинения в надежде на поддержку. Статус придворного композитора и регулярная помощь от Фридриха поддерживает Боккерини в течение 14 лет вплоть до смерти монарха. Вслед за этим композитор испытывается еще ряд мучительных лишений – умирают две дочери и супруга композитора. Женившись во второй раз, Боккерини теряет и вторую спутницу. Последние годы жизни Боккерини провел в тяжелой нужде и болезни.
Музыку Луиджи Боккерини 29 октября 2017 года в Большом зале Московской консерватории представит Московский камерный оркестр «Musica Viva» совместно со скрипачом Никитой Борисоглебским.