Современники называли их «два Батиста». Жан-Батист Люлли и Жан-Батист Мольер были готовы на многое, чтобы угодить королю-солнцу – сначала вместе, затем порознь.

Джованни Батиста Лулли – талантливый мальчик из Флоренции служил у герцогини де Монпансье в скрипичном оркестре. Молодой юноша был амбициозен, и всеми силами старался пробиться к королевскому двору. Зная, что Людовик XIV обожает танцевать, он стал брать уроки танца у Мишеля Ламбера и вскоре пробился в королевскую балетную труппу. В балете в честь расправы с Фрондой «Королевский балет ночи» Люлли (свою фамилию он вскоре изменил на французский манер) исполнил несколько партий и был замечен главным героем постановки – юным королем Людовиком. Вскоре Люлли попал в королевский оркестр, а к 1656 году и вовсе основал собственный ансамбль при королевском дворе, безотлучно находясь подле Людовика и услаждая его слух музыкой.

Бродячий комедиант Мольер получил возможность блеснуть перед королем благодаря герцогу Орлеанскому, который пригласил Людовика на представление его труппы. Людовик пришел в полный восторг от «Влюбленного доктора» и выделил Мольеру собственный театр в Париже и годовой пансион. С этого момента Мольер активно включился в придворную жизнь и создание постановок для короля.
Король танцует
Первая совместная работа Люлли и Мольера – комедия-балет «Брак поневоле» — была заказана Людовиком в 1663 году. Мольер быстро раскрыл истинную страсть короля к балетам и заметил его расположенность к Люлли. Пьесы драматурга стали включать обязательные танцевальные фрагменты, а Люлли создавал для них музыку.
Удостоенные титулов министров-устроителей торжеств два Батиста в период до 1671 года создали 11 совместных произведений. Это были комедии, пасторали или фарсы с обязательными танцевальными номерами. Премьера спектаклей всегда проходила при дворе Людовика XIV в честь какого-то события, далее пьесы переходили в репертуар театра Мольера.
Музыка Ж.-Б. Люлли к пьесе Мольера «Господин де Пурсоньяк» (1669)
Первоначально дружеские отношения между Мольером и Люлли вскоре охладели. Мольер, страдающий от хронической болезни легких, нередко пропускал спектакли и перекладывал свои обязанности на Люлли. В распадающиеся отношения двух мэтров в скором времени вмешался и роковой случай.
Король больше не танцует
Во время карнавала 1671 года Людовик XIV подвернул лодыжку. Эпоха танцующего короля завершилась. Но образовавшаяся брешь в культурной жизни дворца быстро закрылась: на смену балету пришла опера. Монополию на этот жанр в Париже еще до инцидента с лодыжкой успели получить поэт Пьер Перрен и композитор Робер Камбер, основавшие в 1669 году Королевскую академию музыки (в настоящее время Парижская национальная опера).
Отношения Мольера и Люлли совершенно испортились. Мольер, быстро сориентировавшийся в перемене обстановки, успел реконструировать свой театр. В нем появилась оркестровая яма и теперь шли балеты и музыкальные постановки. Сотрудничество с Люлли было практически полностью завершено: заказанная Людовиком трагедия-балет «Психея» прозвучала с музыкой Люлли только при дворе, музыку к другим спектаклям по просьбе Мольера переписал другой композитор.
Люлли был в ярости, но случай позволил ему наказать Мольера. Оперное предприятие Перрена и Камбера к этому времени терпело фантастические убытки и Люлли, погасив долги, получил долгожданный патент на представление опер. Эта бумага позволяла Люлли диктовать свои правила в музыкальной жизни Франции: никто без его письменного разрешения не мог давать спектакли на французском языке с музыкой. Мольеру был поставлен шах и мат. Задним числом Люлли издал все общие пьесы под собственным именем.
Фрагмент из трагедии-балета «Психея»
Последним музыкальным спектаклем в театре Мольера стал «Мнимый больной» в феврале 1673 года. Музыку, созданную композитором и певцом Марком-Антуаном Шарпантье, пришлось несколько раз переписывать, чтобы получить разрешение на исполнение от Люлли. Через несколько дней после премьеры Мольер скончался. Труппа его театра вскоре распалась, а здание заняла Королевская академия музыки Жан-Батиста Люлли.
Жизнь Люлли в последние годы жизни также была омрачена. Новая морганатическая супруга короля не жаловала пышных празднеств. Звезда композитора стремительно катилась к закату. В январе 1687 года, дирижируя оркестром при дворе короля, Люлли повредил ногу наконечником батутты – жезлом для отбивания такта – и вскоре скончался от заражения крови.
Мы нередко рассматриваем фигуры великих людей в отрыве от контекста и друг от друга. История же таит для нас немало удивительных фактов их взаимодействия, будь то тесная дружба или вражда. На примере двух Батистов при дворе Людовика XIV – Люлли и Мольера – приходится говорить и о том, и о другом.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения