11 мая 1855 года в потомственной семье дирижёров родился русский композитор, мастер музыкальной миниатюры Анатолий Лядов. В шутку он говорил, что не выносит музыки длиннее пяти минут, годами оттачивал свои сочинения и увлекался миром народного фольклора.
Род Лядовых с начала XIX века был связан с музыкальной жизнью Петербурга. Дед композитора Николай Григорьевич Лядов (1777 – 1831) служил капельмейстером Петербургского филармонического общества. Отец Константин Николаевич (1820 – 1871) был первым дирижёром Мариинского театра, руководил премьерами многих русских опер, в том числе «Русалки» Даргомыжского.
Анатолий начал постигать музыкальное искусство под руководством отца с пяти лет. Музыкальную науку он впитывал и в часы досуга: он часто бывал в театре у отца, участвовал в музыкальных спектаклях в массовке и знал наизусть добрую половину репертуара Мариинки тех лет. В 11 он стал студентом Петербургской консерватории, играл на скрипке и фортепиано, увлекался теорией музыки и пытался писать собственные произведения. Обучение в консерватории шло не совсем гладко: в какой-то момент Лядова отчислили за прогулы, но затем восстановили и он блестяще окончил курс.
Ранее вхождение Лядова в высшее музыкальное общество оказало огромное влияние на его формирование как музыканта. Он тесно общался с членами балакиревского кружка, принимал участие в работе общедоступных музыкальных концертов, Русских симфонических концертов Беляева. По стопам отца и деда он пробовал себя в качестве дирижёра и получил высокие оценки от коллег на этом поприще. Лядов-пианист не выступал публично, но в музыкальных гостиных Петербурга того времени он всегда был желанным гостем и радовал окружающих особой камерной манерой игры на фортепиано.
Мастер «крошечных жемчужин»
Лядов заявил о своей композиторской самобытности уже в первом опусе. В 1874 году вышли в свет его «Бирюльки» — цикл пьес для фортепиано, отличающихся камерностью и легкостью. Умение воплотить в небольшой пьесе завершенный образ минимальными выразительными средствами было доведено Лядовым до совершенства. Его многочисленные фортепианные пьесы, прелюдии, экспромты, мазурки, интермеццо удивляют изысканностью и совершенной отделкой мельчайших деталей.
Одна из самых популярных миниатюр «Музыкальная табакерка» воспроизводит заводную шкатулку-игрушку.
В 1980-х годах Лядов открыл для себя мир русского фольклора. Выезжая летом в имение жены в Полыновку, он с удовольствием собирал народные песни, обрабатывал собранные в экспедициях Географического общества мелодии. С большим удовольствием композитор знакомился с народными сказками и легендами, открывал для себя новых персонажей и для двоих детей, рожденных в браке с Надеждой Толкачевой, рисовал их.
Интерес к сказочных персонажам наиболее ярко проявился в симфонических миниатюрах «Сказочные картинки», завершенных в 1900-х годах. Знаменитые «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора» рождались у композитора постепенно. Первым толчком для обращения к сказочной тематике стало знакомство со «Сказаниями русского народа», собранными Сахаровым. Первой из-под пера композитора вышла «Баба-Яга». Образ таинственной колдуньи, летящей на ступе, воплотился со свойственной Лядову тщательностью в трехминутной оркестровой миниатюре. Впервые исполненная в Петербурге в 1904 году, пьеса получила большой отклик публики и критиков. Фантастическое и во многом импрессионистское «Волшебное озеро» было завершено в 1908 году, а еще через год Лядов завершил «Кикимору». В 1916 году на эту музыку Леонид Мясин поставил спектакль для Русских балетов Дягилева.
Лядов. Симфоническая картина «Баба-Яга».
Творческое наследие Анатолия Лядова невелико по объему: фортепианные пьесы, вокальные циклы, симфонические миниатюры, картины и сюиты. Композитор работал над каждым произведением с особой тщательностью, как ювелир прорабатывал мельчайшие детали и не отпускал партитуру до того момента, как считал ее действительно идеальной.
Не стремясь поднять до высот своих старших современников, таких колоссов как Римский-Корсаков, Мусоргский или Чайковский, он оставил яркий след в истории русской музыки именно как мастер музыкальной миниатюры и пропагандист фольклорных образов.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения