Сегодня на сцене Большого театра дебютирует Анна Нетребко в паре со своим мужем Юсифом Эйвазовым. Премьерные спектакли «Манон Леско» Дж. Пуччини в постановке Адольфа Шапиро с её участием пройдут 16-23 октября 2016 года.
Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini) – итальянский композитор, живший в 1858-1924 гг. Родился в семье музыкантов. Учился органу у отца – создателя муз. школы в г. Лукке, а также получил образование в Миланской консерватории. В центре опер Пуччини – образ женщины, способной на жертву ради любви. Основное средство музыкальной выразительности – напевная мелодия на базе итальянской бытовой песни. Манон Леско создана в 1893 году по роману аббата Прево (Abbé Prévost).
Анна Нетребко на предпремьерной пресс-конференции в Большом театре подчёркивала, что, по её мнению, эта опера «очень сильная, драматичная». В текущей постановке особенно сильное впечатление на неё произвело решение режиссёром Адольфом Шапиро последней сцены. И также певица отметила то, насколько удобной была эта постановка с точки зрения актёрских тонкостей.
В ответ на вопрос культурно-политического журнала «Э Вести», режиссёр обозначил особенности своего взаимодействия с Анной Нетребко следующим образом: «Понимаете, с любым актёром я должен работать так, как я работаю со студентами. Для меня нет разницы – это Смоктуновский, Нетребко или студенты, я репетирую со всеми одинаково. Если я буду под них подлаживаться, то от меня ничего не останется. В то же время, то, как Нетребко поет, сама ее личность, — это вдохновляет. Она великая артистка, а что такое великий артист? Это артист, сам факт пребывания которого на сцене становится искусством. Всегда интересна её пластика, её движения, её реакция, её взгляды…».
На вопрос культурно-политического журнала «Э Вести» о том, какие исторические постановки оперы вдохновляли солистов в процессе подготовки, они назвали следующие:
- Мария Каллас (Maria Callas) и Джузеппе Ди Стефано (Giuseppe Di Stefano)
- Рената Тебальди (Renata Tebaldi) и Марио Дель Монако (Mario Del Monaco)
- Рената Скотто (Renata Scotto) и Пласидо Доминго (Plácido Domingo) в Metropolitan Opera
- Мирела Френи (Mirella Freni) и Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) в Metropolitan Opera
При этом, Анна Нетребко подчеркнула, что в процессе подготовки она изучала записи в большей степени, чем живой материал: «эта опера крайне редко исполняется, наверное, трудно найти для неё исполнителей, очень трудно сделать хорошую постановку, ведь она очень непростая – у нее очень сюжет «разорванный», абстрактный».
Юсиф Эйвазов дополняет: «У каждого исполнителя черпалось что-то свое: что-то у Пласидо, что-то даже у того же Ди Стефано. Потому что, Вы понимаете, эта партия невероятно тяжелая, на физическую выносливость. Естественно, у кого-то из исполнителей я беру фразировку, у кого-то – темпы, звукоизвлечение, это большая работа и я думаю, что она еще не закончена, вот что самое важное».
При этом хотелось бы напомнить нашим читателям о том, что для Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова это не первое исполнение «Манон Леско» Дж. Пучини, до этого у них был опыт работы в других театрах. В частности, в 2014 году эта опера с теми же солистами ставилась в Римской опере (Teatro dell’Opera di Roma) Кьярой Мути (Chiara Muti), и также исполнялась недавно на фестивале в Зальцбурге. Были постановки с А. Нетребко в Вене (Wiener Staatsoper), а на сайте Метрополитан оперы А. Нетребко-Манон значится в ноябре-декабре 2016 года.
Но в октябре 2016 года «Манон Леско» прозвучит именно на сцене Большого театра. Для Анны Нетребко это станет первым выступлением на прославленной сцене. Это – особое место, и особое ожидание, и особая ответственность.
Источники: Bolshoi Theatre