С 11 по 13 февраля 2025 года солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра, казалось, решили напомнить московской публике о том, что немецко-австрийский романтизм — полное надежд и радости направление в музыке. Об этом говорило уже первое произведение — единственный скрипичный концерт Иоганнеса Брамса, Концерт для скрипки ре мажор.
Оставим за скобками то, что композитор-пианист создал чрезвычайно сложное для скрипки произведение. Даже первый его исполнитель — выдающийся скрипач своего времени Йозеф Иоахим, не смог убедить друга в упрощении особенно сложных мест.
Солист Никита Борисоглебский с лёгкостью справился с техническими особенностями концерта, донося до слушателя всю нежность лирического адажио в филигранном единстве с оркестром. Эффектное рондо с венгерскими танцевальными темами, блистательно исполненное скрипачом и коллективом под руководством Валерия Гергиева, и вовсе произвело фурор.
Маэстро в этот вечер решил не просто удивить, но шокировать публику. В заключение концерта прозвучал Немецкий реквием для солистов, хора и оркестра Иоганнеса Брамса, известный тем, что представляет собой не заупокойную мессу, а песнь-утешение страдающих душ. Именно в этом и нуждалась вдова композитора Клара Шуман, ведь потрясающий по силе реквием написан в честь ухода из жизни великого композитора-романтика. В молитве солировали сопрано Ангелина Ахмедова и баритон Ярослав Петряник.
12 февраля Мариинский оркестр исполнял концерт для фортепиано Шумана, который позволил продемонстрировать и высочайшее мастерство коллектива, и блестящую фортепианную игру солиста Станислава Корчагина. Это произведение славится тем, что оно равномерно распределяет роли оркестра и солирующего фортепиано в исполнении.
Но также это — романтическая и фантастическая песнь любви, которую Роберт Шуман писал для своей любимой невесты Клары Вик, а исполнял уже с супругой Кларой Шуман. Она солировала на фортепиано сначала в Лейпцигском Гевандхаусе, а затем в Дрездене, и немало способствовало тому, чтобы концерт стал одним из самых исполняемых симфонических произведений.
Шестая симфония Антона Брукнера – одно из самых недооцененных произведений композитора-романтика, которую он сам считал «самой вкусной», и которая позволяет слушателям открыть для себя новые грани симфонического искусства эры романтизма. Тональность ля мажор, выбранная Брукнером, придает музыкальному содержанию произведения иногда яркий тембр и праздничный блеск.
Заключительный концерт из романтического цикла 13 февраля подчеркнул романтически-жизнерадостный характер симфонической программы оркестра Мариинского театра. Написанный для аристократии наполеоновской эпохи, «Тройной концерт» в тональности до-мажор Бетховена был вдохновенно исполнен Лоренцом Настурика — Гершовичи (скрипка), Нареком Ахназаряном (виолончель) и Иваном Рудиным (фортепиано) в сопровождении оркестра под управлением Валерия Гергиева.
Вторая симфония Брамса, завершившая симфоническую программу романтизм Мариинки – самая популярная симфония композитора за счёт радости и света, который композитор щедро выливает на слушателя. Примечательно, что накануне премьеры он шутил для друзей, что представит им нечто настолько грустное, что партитура должна быть окаймлена траурной лентой.
Это был блистательный финальный аккорд маэстро, который не устаёт удивлять москвичей.