Рихард Вагнер не любил называть своего «Парсифаля» оперой. Он говорил: «ein Bühnenweihfestspiel», то есть, «театрализованное представление по освящению сцены». Если продолжить авторскую мысль, то Московский зал «Зарядье» приедут «освятить» звёзды Мариинского театра — оперного дома, на весь мир знаменитого блестящим исполнением сложнейшей вагнеровской оперы.
Цифра «семь» для христианства священна. Это и семь смертных грехов, которые надлежит искупить людям, и день отдыха Бога после сотворения мира, и символ Троицы как проявления Божественного перед миром.
Включением «Парсифаля» в Седьмой Московский фестиваль в Зарядье маэстро Валерий Гергиев придает ему сакральный смысл, и создаст ощущение духовного события. Фестиваль продлится с 13 по 17 ноября. Отрывки из «Парсифаля» – «Чудо Святой пятницы» и Вступление прозвучат 16 ноября.
«Чудо Святой пятницы» в опере – это увещевание старого рыцаря Грааля Гурнеманца не нарушать духовный закон. В светлый для христианства день нужно молиться, говорит он доблестному рыцарю; в этот день нельзя проливать кровь ни животных, ни людей. Однако тот выбирает путь искупления через ратный подвиг. Только поборов врага, уверен Парсифаль, можно облегчить страдания раненного священным копьем короля Амфортаса.
Церковь воинствующая и церковь торжествующая соединяются в кульминации оперы. Действительно, когда Парсифаль исполняет свой служебный долг и отвоевывает священное копье у Клингзора, король выздоравливает. Орудие возвращается братии символично в пятницу – день принятия крестных мук, когда Спаситель принял страдания за человечество. Люди могут возвратиться к полной жизни, не искупая грехопадение предков, а рыцари грааля – снова лицезреть священное копье и погрузиться в молитву.
В Западной Европе «Парсифаль» – одно из наиболее часто звучащих христианских произведений накануне Пасхи. Оно насыщено духовными символами, и позволяет слушателю обратить свой слух к Небесам, уйти от рутинных дел. Ещё недавно оперные сцены выстраивались в очередь за приглашением в предпасхальные дни Мариинского театра – интерпретация оперы от маэстро Валерия Гергиева была признана одной из лучших в мире.
Немецкий философ Фридрих Ницше стал одним из первых слушателей оперы «Парсифаль», который проникся её искренней Верой. «Это величайший шедевр из самых возвышенных произведений, который я когда-либо знал, – писал он о Прелюдии к Парсифалю, – здесь соединяются сила и строгость в предчувствии ужасной определенности. Никто ещё так не выражал величие в сострадание в музыке».
Колокольные звоны, магия природы и охотничьи увеселительные прогулки продолжат программу вечера. После романтической духовной оперы Вагнера прозвучит Симфония № 4 ми-бемоль мажор Антона Брукнера. Один эпос сменит другой, и подарит наслаждение от Божьего мира, запечатленного великими композиторами в музыке.
Этого композитора Валерий Гергиев нередко ставил в Пасхальный фестиваль, хотя музыка Антона Брукнера не причисляется к шедеврам духовной музыки. Австрийский романтик славился как пламенный католик и не менее горячий почитатель Рихарда Вагнера.
Считается, что в своей Четвертой симфонии Брукнер сумел выразить свой жизненный идеал, передать всю сложность мировосприятия, любовь к жизни и собственному народу. Она стала самой популярной симфонией композитора и одной из визитных карточек Мариинского театра. Валерий Гергиев сумел раскрыть в этой музыке духовные поиски, как никто другой. Возможно, поэтому он соединяет в программе самое возвышенное духовное творение Вагнера и самое жизнелюбивое произведение Брукнера, жизненный путь которого был вдохновлен близлежащим монастырем августинцев Святого Флориана.



