Легендарный символ освободительной борьбы – мелодия скрипичных «Вариаций» Дж. Б. Виотти, который был счастлив служить Марии Антуанетте и бежал из Франции после свержения монархии. О подлинной истории музыкального символа Франции – в этом материале.

Музыка – один из видов вооружения практически во всех войнах мира. Иногда ей удается сделать то, что не доступно другому оружию. Музыка может понять боевой дух солдат и вдохновить их на великие свершения.
В апреле 1792 года Франция остро нуждалась в патриотической песне, которая подняла бы дух французских войск перед лицом неприятеля в лице Австрии. Начинался длительный военный конфликт между Французской Республикой и монархиями Европы, который продлится до 1797 года и войдет в историю как Война Первой коалиции. Считается, что в этот переломный период во Франции родился ее музыкальный символ – легендарная Марсельеза. С ней в июле 1792 года в Париж вошел Марсельский добровольческий батальон, чье название и подарило имя знаменитому маршу.
Но история гимна освобождения началась ранее. Автором мелодии был французский скрипач и композитор Джованни Баттиста Виотти. Блестящего виртуоза можно назвать третьим скрипачом Европы после Паганини и Тартини, а в своем композиторском творчестве он отдавал предпочтение опере.

В 1780 году Виотти сочинил «Вариации» для скрипки с оркестром с оживленной темой маршевого характера. Эта тема активно развивалась в скрипичной партии, демонстрируя мастерство владения инструментом.
Виотти вернулся в предреволюционный Париж в 1781 году и вскоре выступил с концертом перед аристократическими кругами столицы. Виртуоз снискал славу первого скрипача Франции и благосклонность монархии. Результатом этого стал, как ни странно, отказ от активной концертной деятельности в пользу служения монаршей семье.
Я решил не выступать больше перед публикой и всецело посвятить себя служению этой монархине. В награду она выхлопотала мне, во время пребывания у власти министра Колонна, пенсию в размере 150 фунтов стерлингов.
Виотти о Марии Антуанетте
В 1789 году Виотти стал директором оперного театра, организованным братом короля. Представления новой организации шли в зале Тюильри и пользовались огромной популярностью, пока хорошо знакомый мир не разрушила Великая Французская революция. Театр закрыли в 1791 году и Виотти, как приближенный к королевскому двору, бежал в Лондон в канун ареста монаршей семьи.
Тема его вариаций была еще годом позднее – в 1792 году – спета военным инженером Руже де Лилем на сочиненные им же слова. Де Лиль был скрипачом и, вероятно, был хорошо знаком с произведением Виотти, позаимствовав мелодию Вариаций. Волею судьбы именно ему полностью отдают славу в создании «Марсельезы».

В 1795 году «Марсельеза» стала государственным гимном Франции. С некоторыми перерывами она продолжает быть им и поныне. Но эта мелодия стала подлинным музыкальным символом освободительной борьбы не только французов, но и других народов. В России с текстом Лаврова «Марсельеза» была широко распространена с Февральской революции 1917 года.
«Марсельеза» отметилась не только в политической повестке мира, но и крепко вошла в мировую культуру. Мелодию этого гимна использовали как символ многие композиторы. Например, она рисует образ французов в «Торжественной увертюре 1812 год» П.И. Чайковского. «Марсельеза» звучит и у Л. Ван Бетховена во второй части Пятой симфонии. Она решена в форме вариаций на двойную тему, второй из которых выступает именно «Марсельеза».
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения