Оперный сезон в театрах подходит к завершению и любители оперы в ожидании событий нового сезона 2017-2018. Часть ведущих оперных театров мира уже представила свои планы на новый сезон. Среди них – Opera National de Paris и Metropolitan Opera в Нью-Йорке.
Редакция «Э-Вести» внимательно изучила предстоящие оперные сезоны и нашла некоторые особенности формирования репертуара ведущих театров. Особенно ярко это проявляется в главных событиях – премьерах новых постановок.
К юбилеям
Сезон 2017-2018 в Опере Гарнье и Метрополитен содержит ряд постановок, приуроченных к юбилейным датам грядущего 2018 года. Стоит заметить, что он достаточно богат на юбилеи оперных композиторов первой величины: 205 лет со дня рождения Джузеппе Верди (1813-1901) и Рихарда Вагнера (1813-1883), 160 лет со дня рождения Джакомо Пуччини (1858-1924).
Премьеры новых постановок опер композиторов-юбиляров представят оба театра. Сезон Парижской оперы откроет «Дон Карлос» Верди. Во многом политизированное сочинение на сцене Grand Opera будет представлено в изначальной пятиактной версии 1867 года и исполнено на языке оригинала (французский). Режиссер К. Варликовский и дирижер Ф. Иордан переводят основное внимание на лирическую часть оперы. В главных партиях будут блистать, в том числе, и русские оперные звезды: Ильдар Абдразаков и Хибла Герзмава. К 2019 году Парижская опера планирует исполнение этого сочинение также на итальянском языке.
Grand Opera и Metropolitan представят в новом сезоне постановки последней оперы Вагнера «Парсифаль». В Парижской опере планируется следовать заветам композитора и исполнить «Парсифаль» как Торжественную сценическую мистерию, своего рода религиозный обряд. Интересно возвращение «Парсифаля» в Метрополитен-опера: это был первый оперный театр, который взялся за исполнение шедевра Вагнера. Немецкий композитор был против исполнения собственных опер где-либо, кроме собственного оперного театра в Байрете. Постановка оперы в Нью-Йорке в 1903 году, проведенная с некоторыми элементами фарса и шоу, вызвала бурные протесты вдовы Вагнера. В тоже время необходимо отметить, что Метрополитен единственный театр, где свято соблюдается запрет самого Вагнера на аплодисменты между частями «Парсифаля». По мнению композитора это нарушало священное действо.
Оба театра представят оперные шедевры Дж. Пуччини: «Богема» в Париже, «Тоска» в Нью-Йорке.
Курс на европейскую оперу XIX века
В целом, лист премьер Парижской и Метрополитен оперы представляют курс на шедевры европейской оперы XIX века. Это во многом закономерно: оперы этого периода неизменно пользуются популярностью среди публики, а постановщикам дают возможность разнообразить постановки различными приемами, как например перенос действия в современные условия. При этом вокальная часть сочинений не страдает и найти солистов, способных достойно представить премьерные показы несложно. В отличие от оперы периода Барокко и классицизма.
Конечно, из общей тенденции есть исключения. Так, в Нью-Йорке в новом сезоне ожидается премьера постановки моцартовского шедевра «Так поступают все», а Grand Opera в завершении сезона впервые в своей истории представит «Бориса Годунова» Мусоргского. Руководить постановкой будет Владимир Юровский, в партии Годунова выступит Ильдар Абдразаков.
Источники: Grand Opera, Metropolitan