16 декабря 1932 года родился русский композитор, почётный профессор Московской консерватории Родион Константинович Щедрин. Несмотря на то, что это произошло 85 лет назад, поражает бодрость духа юбиляра и его созвучность сегодняшнему дню. А безусловная востребованность произведений Щедрина у искушенного московского слушателя побудила выдающихся дирижеров – Михаила Плетнёва и Валерия Гергиева – устроить четыре концерта-чествования композитора в Московской филармонии.
- 15 декабря 2017 года маэстро сам присоединится к концерту Российского национального оркестра (РНО), и сыграет в четыре руки с Михаилом Плетнёвым «Романтические дуэты», аккомпанируя уникальному виолончелисту Мише Майскому. Произведение было создано композитором 10 лет назад с посвящением шведскому импресарио Мартину Энгстроему. В программе вечера также «Старинная музыка российских провинциальных цирков», «Москва – Петушки», «Многия лета» и другие произведения Родиона Щедрина. Этот концерт – как введение в творчество композитора, творившего в разных стилях, от народного стиля до постмодернизма по книге Ерофеева.
- 16 декабря Мариинский театр и Валерий Гергиев исполнят транскрипцию Щедрина «Кармен-сюиты», «Озорные частушки», концерт № 1 и «Гимн доброте» из оперы «Рождественская сказка» — последнее произведение любимого мужа, которое услышала покойная супруга Майя Плисецкая. Его премьера состоялась на сцене Мариинки.
- 21 декабря Мариинка и Гергиев сыграют Симфонический диптих, Кончерто кантабиле для скрипки с оркестром, «Романтическое приношение» и «Ленин в сердце народном». Слушатели познакомятся с «Очарованным странником» в видении Щедрина, его советской ораторией о Ленине, за которую создатель получил Госпремию и одном из последних произведений – двойном концерте для фортепиано и виолончели с оркестром,
- 22 декабря они исполнят лирическую оперу «Не только любовь», написанную на либретто В. Катаняна. В центре сюжета – послевоенная сельская история.
Культурно-политический журнал «Э-Вести» спросил у Родиона Константиновича, не хочется ли ему порой что-то поправить или внести коррективы в интерпретации?
«Я принадлежу к тому виду композиторов, которые не корректируют сделанное. Я был близко дружен с Андреем Вознесенским, у него есть такая строчка: «Не откажусь от каждой строчки прошлой».
Это не единственный путь, есть такие композиторы, как Сибелиус, Брукнер, которые делали по нескольку редакций одного произведения, и дирижеры сегодня варьируют разные редакции.
Что касается интерпретации, то это зависит не от композитора. Того же Баха играют в миллиардах интерпретаций. Ведь в своих сочинениях композитор не ставил ни темпа, ни оттенка: играть ли долго, играть ли тихо. Исполнители свободны в этом отношении.
Но, если подытожить, то я бесконечно рад, что у меня есть такие великие музыканты, которые так благосклонны к тому, что я делал и делаю. Не все в восторге от того, что я делаю, но я недавно был на вечере Виктора Шкловского, который начал его с фразы: «Я не хочу, чтобы меня все любили».
Мы попросили композитора дать совет молодым коллегам о том, как найти путь к успеху:
«Все по-разному смотрят на искусство, поэтому трудно давать советы молодым. Верь самому себе, не верь никому. Каждый выбирает свой путь, своих кумиров, свою музыкальную веру.
Сегодня у меня меньше мастер-классов, но раньше их было много по всему свету и я наблюдаю за теми, на кого я положил отметину. Я с горечью вижу, как они начали себя корректировать для мнений критиков, чтобы они погладили по головке, перестраиваться под вкусы интенданта, дирижера, коллеги. Но это – главная опасность.
Есть замечательная сказка о том, как император Франц Иосиф принял Брукнера и спросил: «Что ты хочешь, мой Брукнер?». «Запретите господину Ганслику каждую субботу ругать меня в прессе».
У каждого есть взгляд на то, что мы делаем. Пускай молодые сами добираются до другого берега. Только им не нужно менять стиль. Если уж поплыл кролем – так плыви. А то они на баттерфляй переходят или ещё как-то. Это кончается тем, что они начинают заниматься либо только педагогикой, либо становятся желчными советниками оркестров и театров. Но это жизнь, так всегда было и будет».