21 марта 1839 года в Псковской губернии родился Модест Петрович Мусоргский. Гениальный новатор, ярко воплотивший самобытность русского народа ушел из жизни в 42 года от белой горячки. Он опередил свое время на несколько десятилетий вперед, а многие его произведения мы слышим в редакции, а не оригинальном замысле. В этом материале – о судьбе, творчестве и наследии Мусоргского.
Офицер, полиглот, пианист, певец
Практически каноническим изображением Мусоргского стал портрет, написанный за несколько дней до смерти композитора Ильей Репиным. Истощенный, взъерошенный Мусоргский позировал художнику в Николаевском военном госпитале, куда он был доставлен с приступом белой горячки.
Но таким ли был Модест Мусоргский? Выходец из старинного дворянского рода одной из ветвей Рюриковичей, он получил прекрасное образование. Учился в легендарной Петришуле и Школе гвардейских подпрапорщиков, прекрасно говорил на немецком и французском, читал на латыни и греческом, изучал церковную музыку греческой, католической и протестантской традиций. После учебы он служил в Преображенском гвардейском полу, а потом перешел на службу в государственные службы.
Он брал частные уроки фортепиано, нередко выступал как пианист, импровизатор и концертмейстер. Он обладал прекрасным баритоном и в молодые годы нередко выступал как исполнитель романсов и песен на камерных музыкальных вечерах.
«Он был среднего роста, хорошо сложен, имел изящные руки, красиво лежащие волнистые волосы, довольно большие, несколько выпуклые светло-серые глаза»
Воспоминания о Мусоргском Надежды Римской-Корсаковой, супруги Николая Андреевича Римского-Корсакова
Молодой человек с радикальными взглядами, интересом ко всему исконно народному, он быстро понял, что не создан для военной службы где «должно повиноваться, а рассуждения держать при себе».
«Могучая кучка»
Зимой 1857 года 18-летний Мусоргский сближается с музыкальным кружком Милия Балакирева, в котором в это время состоят также Стасов и Кюи. Русской «пятеркой» это объединение стало позже, в 1862 году, когда к нему примкнули Римский-Корсаков и Бородин.
Мусоргский стал свидетелем становления кружка, был воспитан в нем на лучших образцах музыкального искусства под руководством Балакирева. Гений Мусоргского вырос в рамках «Могучей кучки», был воспитан на идеях национальной музыки и продолжении традицией Глинки.
В 1870-е годы кружок фактически перестал существовать, а центр музыкального сообщества переместился в Петербургскую консерваторию под начало Римского-Корсакова. Для Мусоргского, новации которого вызывали у современников оторопь и, часто, неприятие, не было там места. Композитор тяжело воспринимал утрату «Могучей кучки». Вероятно, это стало одним из спусковых механизмов его тяжелого депрессивного состояния, которое всего за несколько лет свело композитора в могилу.
Дерзновенный гений в редакции
Одним из первых завершенных произведений Мусоргского сразу стала шедевральная опера «Борис Годунов». Отход от канонов оперного сюжета и ярко новаторский язык не нашли быстрого признания среди музыкальной общественности. Дирекция Императорских театров отвергла партитуру в 1870 году, формально сославшись на отсутствие в опере женского персонажа. Премьера оперы во второй редакции состоялась только в 1874 году. Другая опера – «Хованщина» — была завершена композитором только в клавире.
Песня Марфы из оперы «Хованщина». Народная музыкальная драма была впервые поставлена после смерти Мусоргского в 1886 году в редакции Римского-Корсакова.
Миром Мусоргского, бесспорно, была вокальная музыка. Ему были чужды лирические и любовные темы. Он был сосредоточен на драме, трагедии, характерных миниатюрах. Композитор создавал исключительно сильные по воздействию на слушателя образы простых людей: мать умирающего ребенка, подвыпивший крестьянин, наивный ребенок, пытающийся учить латынь семинарист…
Шедевром камерной музыки являются «Картинки с выставки» — цикл пьес для фортепиано, созданный в 1874 году под впечатлением от посмертной выставки художника В. Гартмана. В симфоническом жанре особо выделяется картина «Ночь на Лысой горе» с шабашем ведьм.
Мусоргский отличался особой самобытностью. Это выражалось во всем: мелодия, гармония, форма, оркестровка. Он не укладывал создаваемые образы в прокрустово ложе правил, а создавал собственный музыкальный мир особых тембровых и гармонических сочетаний. За ними мы слышим исконно русские звучания колоколов, народной музыки, церковного пения.
Новаторство Мусоргского при жизни не нашло признания. Даже внутри «Могучей кучки» он не всегда находил поддержку. Особо рьяно критику в адрес произведений Мусоргского высказывал Римский-Корсаков. Но с благими намерениями. Близкие друзья в годы существования «Могучей кучки», после ее распада они разошлись. Но сохраняя дистанцию в личных отношениях, Римский-Корсаков восхищался талантом Мусоргского, хотя и считал, что тот тратил его часто понапрасну.
Все его сочинения я уже пересмотрел. «Хованщину» можно было бы инструментовать, предварительно почистив, но, боже, что за сюжет! Никакой логики и связи; местами вовсе не сценично. Ужасно подумать, как это Модест Петрович загубил свой огромный талант.
Римский-Корсаков в письме к критику Кругликову после смерти Мусоргского
После кончины Модеста Петровича Римский-Корсаков забрал к себе весь музыкальный архив товарища и потратил около двух лет на приведение его в порядок. Он оркестровал и переоркестровал многие произведения, а также нередко позволял себе исправлять новаторские гармонические приемы Мусоргского и приводить сложные ритмы его музыки к более простым и понятным формам. Эта неоднозначная, но кропотливая работа достойна самой высокой оценки, а для самого Римского-Корсакова она стала своего рода приношением памяти друга, соратника и великого гения русской музыки.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения