Лето 1880, 1881 и 1882 года Клод Дебюсси провел в доме Надежды фон Мекк, известной меценатки. Здесь он познакомился с русской музыкой и имел неосторожность влюбиться в дочь хозяйки.

Рекомендации 18-летнему студенту Парижской консерватории Клодю Ашилю Дебюсси дал его преподаватель профессор Антуан Мармонтель. Надежда фон Мекк, известная меценатка, состоявшая в переписке со многими композиторами и музыкантами Европы, искала для себя домашнего пианиста-аккомпаниатора и учителя музыки для своих детей.
Два дня назад ко мне приехал пианист из Парижа, только что окончивший курс консерватории с первой наградой, класса Мармонтеля. Я его выписала для летних занятий с детьми, для аккомпанирования Юле, для пения и для игры со мною в четыре руки.
Н. фон Мекк в письме к П. Чайковскому, июль 1880
Первое лето Дебюсси сопровождал семейство фон Мекк в их поездке по Европе и провел большую часть времени на юге Италии. Надежда Филаретовна быстро оценила дарование молодого музыканта: он прекрасно музицировал, поддерживал ее во время игры в четыре руки, живо интересовался новой музыкой и сделал фортепианные переложения танцев из балета «Лебединое озеро» Чайковского, чем привел фон Мекк в полный восторг.

Следующим летом, 1881 года, Дебюсси вновь пригласили в дом фон Мекк. В этот раз он приехал в Россию, в Москву. В доме Надежды Филаретовны у молодого музыканта был полный доступ в ее шикарную нотную библиотеку. Дебюсси узнавал музыку Глинки и Чайковского, впервые знакомился с сочинениями Римского-Корсакова и Бородина. Вероятно именно здесь, в России, в доме фон Мекк на Мясницкой улице Клод Дебюсси впервые открыл для себя творчество Модеста Мусоргского, обретя в нем ориентир в мире музыкальных созвучий и пример следования собственным путем.
Летом 1882 года Дебюсси вновь был приглашён семьей фон Мекк в только приобретенное имение Плещеево около Подольска. Здесь сложилось «Трио мадам фон Мекк». В него вошли выпускники Московской консерватории скрипач Владислав Пахульский и виолончелист Пётр Данильченко, за рояль сел Клод Дебюсси.

Молодой француз быстро нашёл общий язык с детьми Надежды Филаретовны. Скоро из их круга он особенно стал примечать Софью. Юная девушка была младше Дебюсси на 5 лет, была живой и бойкой, дразнила учителя. Между молодыми людьми вспыхнули романтические чувства. Летом 1882 года романтическая история достигла апогея: Софья грозилась покончить с собой, если Дебюсси вновь уедет на целый год. Клод решился просить руки возлюбленной у ее матери. Надежда Филаретовна пришла в ужас от раскрывшейся влюбленности дочери. Дебюсси выставили за дверь в тот же день. До вокзала его сопровождали два казака, которые не уходили с перрона до отбытия поезда.
Софья фон Мекк через два года вышла замуж за А.А. Римского-Корсакова, известного государственного деятеля. Видимо этот брак не принес счастья – разница между супругами составляла 16 лет. В 1901 году Софья вышла замуж повторно за князя Д.М. Голицына. В 1908 году княгиня Софья Голицына учредила в Москве Высшие женские сельскохозяйственные курсы.
Первые композиторские опыты Дебюсси несут яркий отпечаток его нахождения в семье фон Мекк и в России. Под впечатлением от встречи с цыганами написан фортепианный «Цыганский танец», для камерного музицирования созданы Фортепианное трио, ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано. Первый оркестровый опыт молодого француза – Симфония – была преподнесена в четырехручном переложении в качестве подарка Надежде Филаретовне. Широко известна в версии именно для фортепиано в 4 руки сюита «Триумф Вакха», созданная в 1882 году.
Клод Дебюсси. Сюита «Триумф Вакха»
Благодаря работе у фон Мекк Дебюсси открыл для себя русскую музыку и побывал в России, посетил многие города Европы и услышал восхитившую его оперу Вагнера «Тристан и Изольда». Становление гения импрессионизма продолжится еще несколько лет, прежде чем он обретет собственный стиль, но мощный импульс развитию молодого таланта был получен им в доме передовой женщины своего времени, меценатки и тонкой ценительницы прекрасного Надежды фон Мекк.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения