8 июня 2017 года в Московской филармонии стартует летний абонемент Госоркестра им. Светланова. В трех концертах абонемента будут представлены программы, исполненные в ХХ веке легендарными дирижерами Сергеем Кусевицким и Густавом Малером. «Истории с оркестром» привлекут знаменитых отечественных маэстро – Г. Рождественского, В. Юровского, А. Лазарева, которые выступят также в роли рассказчика.
Первую программу абонемента публике представит Геннадий Рождественский. Это будет программа концерта Сергея Кусевицкого, данного им в Петербурге 9 марта 1911 года. Будут исполнены сочинения Скрябина «Поэма огня» и Вторая симфония. В концерте примут участие Виктория Постникова (фортепиано) и Хор им. Свешникова.
Скрябин и Кусевицкий
Пересечение судеб Александра Скрябина и Сергея Кусевицкого очень интересно. Женившись на невесте с огромным многомиллионным приданым, Кусевицкий отправился в путь свободного художника и выбрал в качестве Скрябина свою путеводную звезду в дирижерской стезе.
Сергей Кусевицкий (1874-1951) – русский и американский контрабасист, дирижер, композитор. Как дирижер дебютировал в 1908 году в Берлине, представив совместно с Рахманиновым в качестве солиста его Второй фортепианный концерт. Основатель и руководитель Российского музыкального издательства, выпускавшего партитуры Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Рахманинова. Три года после революции возглавлял симфоническим оркестром в Петрограде (ныне АСО Санкт-Петербургской филармонии). В 1921-28 гг. жил в Париже, где инициировал «Концерты Кусевицкого». В 1924-49 гг. возглавлял Симфонический оркестр в Бостоне.
Кусевицкий щедро спонсировал своего кумира (ежегодный пансион Скрябина составлял до 5 тысяч рублей), организовывал оплачиваемые выступления в качестве пианиста и, самое главное, активно пропагандировал его музыку как дирижер. Кусевицкий был очень далек от эзотерических воззрений Скрябина и не пытался их понять. При этом его музыкальное чутье неизменно верно угадывало все движения скрябинской музыки, что для самого Скрябина было чрезвычайно отрадно в их совместных выступлениях. При этом Сергей Кусевицкий давал своему кумиру полное право на создание любых сочинений, неоспоримо веря в его гений.
Впрочем, эта яркая и продуктивная творческая и финансовая связь продлилась недолго – с 1908 по 1911 год. Вспыхивающий по мелочам Скрябин чем-то разгневал Кусевицкого, и тот выставил композитору весомый денежный счет. Разговоров о совместных делах более не шло. Расплатиться с долгами Скрябину удалось только спустя год.
О музыке
Симфония №2 до-минор была написана в 1901 году, ее премьера под управлением Анатолия Лядова в Санкт-Петербурге состоялась в 1902 году. Идеей симфонии стало противостояние злу, которое по мнению Скрябина возможно только волевым усилием.
Петербургская интеллигенция после премьеры нового скрябинского сочинения разбилась на два лагеря. Первый, в меньшинстве, отмечал новаторство композитора, Анатолий Лядов в своей оценке ставил Скрябина в один ряд с Р. Штраусом и Вагнером. Подавляющая же часть публики сочинение, написанное современным гармоническим языком, не восприняла. Бывший педагог Скрябина Антон Аренский предложил назвать Симфонию «какофонией».
«Поэма огня» (также «Прометей» или «Симфония света») была написана в 1908-10 гг. и впервые прозвучала под управлением С. Кусевицкого 2 марта 1911 года в Санкт-Петербурге. Это сочинение синтетического характера: помимо симфонического оркестра, фортепиано, органа и хора его партитура содержит партию «Luce», то есть «Свет». Объединение музыки и света, точнее цвета, является одной из скрябинских новаций, на много лет вперед предвосхитившее появление светомузыки.
Программа «Абсолютный слух» о Сергее Кусевицком:
https://www.youtube.com/watch?v=chdCq0uTiHI&t=31s
Источники: Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. – М., 2000.