Москве продемонстрировали американскую композиторскую школу

Москве продемонстрировали американскую композиторскую школу

В 1910–1917 годах, когда в России готовилась и происходила революция, в относительно спокойной Америке, разбогатев на страховом бизнесе, реализовывал свои смелые творческие поиски композитор Чарльз Айвз. В указанные годы он создал одно из самых ярких своих произведений — «Три места в Новой Англии», где слушатель через новый музыкальный язык воспринимал патриотические мемориальные места США: «Сент-Годенс», лагерь Патнэма и Хаусатоник.

США в этот период набирают мощь, которая вскоре сделает их державой №1 в мире. Если в экономике мы видим образование Федеральной резервной системы (1913 год), а в политике — острую борьбу политических сил (подъём черной Америки и ответ в виде Ку-Клукс-Клана), то в музыке самовыражением нации «заправлял» Айвз. Он смелыми творческими изысканиями проложил новый музыкальный путь, и щедрой рукой помогал начинающим американским музыкантам.

Музыка Айвза — выражение сложной американской системы идеалов, где каждая песчинка, каждый памятник, каждое природное сокровище приобретают неповторимый авангардный строй и колорит. Айвза, родившегося 150 лет назад, по-прежнему считают непревзойдённым по значению американским композитором.

Концерт Российского Национального оркестра (РНО) 7 октября был всецело посвящен американской национальной музыкальной традиции. Он был приурочен к юбилею композитора, и помимо симфонии «Три места в Новой Англии» включал в себя экзистенциальную работу «Вопрос без ответа», переработанную композитором для оркестра в 1935-1940х годах.

Чарльз Айвз
Чарльз Айвз

Первую композицию в первом отделении концерта дополнял «Ноксвилл, лето 1915 года» Сэмюэля Барбера; вторую — симфония «Доктор Атом» Дж. Адамса, который как нельзя логичнее завершил изображенный Айвзом «Космический пейзаж».

Предвидел ли этот верующий патриот испытания Оппенгеймера? Этот вопрос также остаётся без ответа.

Потрясающий по силе философской мысли концерт предложил слушателем дирижёр Кристиан Кнапп, долгие годы работавший с маэстро Гергиевым и другими звёздами мировой и отечественной сцены. Море нежности и романтики разлилось на нас, когда в сопровождении РНО мелодии лирической рапсодии звучали в исполнении неподражаемой сопрано Лилии Гайсиной.

Это был особенный вечер не только для москвичей, которых нечасто балуют американской академической музыкой. Многочисленная американская диаспора слушала родных композиторов с восторгом — это было погружение в культуру страны.

На русский слух Айвз по-прежнему ложится непривычно. Он был представлен на отечественной сцене только в 2020х годах. Тем ценнее прекрасный опыт, подаренный нам РНО — замечательным коллективом, которому подвластна музыка всех школ и стилей.

Лилия Гайсина
Лилия Гайсина

Чрезвычайно важно, что Кристиан Кнапп — американский дирижёр, который относится к этой музыке с особым пониманием. Он сумел раскрыть для нас всю красоту и глубину лучших национальных композиторов США.

«Вселенская симфония» — последний замысел Айвза, подразумевал исполнение масштабных по замыслу произведений несколькими оркестрами на широких просторах природы. Как многие из его прорывных идей, это оказалось трудно реализуемым (пока). Однако что сумел сделать Айвз — так это сформировать мощную музыкальную школу великой страны, которая стала по-настоящему самобытной.

Кристиан Кнапп и РНО
Кристиан Кнапп и РНО
Лилия Гайсина, Кристиан Кнапп и РНО
Лилия Гайсина, Кристиан Кнапп и РНО
Кристиан Кнапп и РНО
Кристиан Кнапп и РНО

Москве продемонстрировали американскую композиторскую школу

Москве продемонстрировали американскую композиторскую школу

Москве продемонстрировали американскую композиторскую школу

Москве продемонстрировали американскую композиторскую школу

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку