МОСТ сделал для Скапена то, что не смог сам великий Мольер

МОСТ сделал для Скапена то, что не смог сам великий Мольер

Когда великому французскому драматургу Жану-Батисту Мольеру было за 40, он задумался о природе плутовства. «Под себя» он создал образ слуги Скапена (во многом подшучивая над собственным положением при дворе), проделки которого начали триумфальное шествие по мировым сценам уже после того, как роль плута стали брать на себя молодые исполнители. Самому Мольеру, создавшему образ доброго, но лукавого хитреца, уже не хватило задора его воплотить, хотя замысел был блестящим, тонким, глубоким и одновременно очень смешным.

Восемнадцать раз на сцену в образе Скапена выходил сам Мольер, но его великая комедия дель арте не получала достойных произведения театральных сборов при жизни драматурга. Однако после его смерти комедия увидела непрерывный аншлаг, а начиная с Французской революции была признана самым блестящим вневременным воплощением французской комедии. Ничто так часто не ставилось на революционных сценах, как «Проделки Скапена» опального драматурга, где лихие критики разглядели антимонархический дух.

Увы, Мольера слишком часто «приноравливали» под себя последующие постановки. «Сколько я ни смотрел инсценировок Мольера — везде режиссёры представляют его как шустрого малого, проходимца, — говорит худрук театра МОСТ Евгений Славутин, предложивший новый вариант «Скапен. Неаполитанская комедия» 12 декабря, — А оказывается, это герой высокой комедии. Видимо, когда она изначально ставилась в 1671 году в Пале-Рояле, это было понятно, так как Скапена играл сам Мольер. Мы попытались переосмыслить произведение в классическом ключе — так, как его задумывал сам мэтр».

Сегодня мало кто помнит об истинной французской комедии, впитавшей в себя древнегреческий и римский дух. «Проделки Скапена» — одно из сильнейших произведений Мольера Оно было переосмыслением пьесы Аполлодора из Кариста «Претендент» и бессмертной пьесы Теренция «Формион». Кроме того, текст содержит ряд отсылок к персонам из окружения Людовика XIV. Например, эпизод с легендой Скапена о турецкой галере высмеивает невероятную историю, в которую в молодости попал «отец Винсент» (сегодня — Святой Винсент де Поль), сбежавший от пиратов через обман.

Эмма Горвиц (Гиацинта) и Бафаев Алексей (Сильвестр)
Эмма Горвиц (Гиацинта) и Бафаев Алексей (Сильвестр)

Всё это воскресили на сцене МОСТа, предложив на суд зрителей блистательную комедию дель арте с изначальным смыслом, вдохнув в неё одновременно философский, но и неутомимый задорный дух. А обаяние главного героя, его доброта и правильно расставленные акценты и вовсе позволяют усомниться в том, что Скапен — пройдоха и плут.

В роли Скапена — выпускник МГТУ им. Баумана по специальности «автоматизация технологических процессов и производств» Роман Зуев. Актёр от Бога, вышедший из студии Евгения Славутина (где обучаются только те, кто окончил нетеатральный ВУЗ!), это блестящая находка прославленного режиссёра и абсолютный успех его педагогического мастерства.

Едва образ Скапена создаётся молодым, харизматичным и энергичным персонажем, как зритель иначе слышит слова о том, что «лучше стать клятвоотступником, чем убийцей дитя». И вдруг мы понимаем, что бедняга Скапен, долгие годы считавшийся пройдохой, не только проявил себя спасителем влюблённых, но и ни копейки не «накинул» на суммы, выуживаемые из богатеев на добрые дела! В ответ ему лишь ценный дар — пиджак, но только после того, как будет изношен хозяином.

Роман Зуев (Скапен), Иван Орехов (Леандр), Бафаев Алексей (Сильвестр) и Дмитрий Аникушин (Октав)
Роман Зуев (Скапен), Иван Орехов (Леандр), Бафаев Алексей (Сильвестр) и Дмитрий Аникушин (Октав)

Молодая команда МОСТа разворачивает перед нашими глазами удивительное по чистоте представление, и улыбка ни на секунду не покидает наших губ. Прекрасная музыка, зажигательные танцы в венецианском стиле, непринуждённая пластика групповых сцен (при этом, по всем канонам комедии дель арте) создаёт впечатление попадания зрителя в царство вечной любви и непреходящего добра.

Как хорошо, что Жан-Батист Мольер был заново переосмыслен в такой весёлой и непринуждённой манере, а его глубокая философия оказалась чрезвычайно легка для восприятия зрителя. Такое искусство спасает нас в трудные времена, позволяя верить в добро, живущее повсюду — в нас самих и в мире вокруг нас.

Александр Сизов (Жеронт) и Роман Зуев (Скапен)
Александр Сизов (Жеронт) и Роман Зуев (Скапен)
Евгения Явтушенко (Зербинета) и Эмма Горвиц (Гиацинта)
Евгения Явтушенко (Зербинета) и Эмма Горвиц (Гиацинта)
Роман Зуев (Скапен), Анатолий Сафронихин (Аргант) и Бафаев Алексей (Сильвестр)
Роман Зуев (Скапен), Анатолий Сафронихин (Аргант) и Бафаев Алексей (Сильвестр)
Иван Орехов (Леандр) и Александр Сизов (Жеронт)
Иван Орехов (Леандр) и Александр Сизов (Жеронт)
Евгения Явтушенко (Зербинета) и Эмма Горвиц (Гиацинта)
Евгения Явтушенко (Зербинета) и Эмма Горвиц (Гиацинта)
Анатолий Сафронихин (Аргант) и Роман Зуев (Скапен)
Анатолий Сафронихин (Аргант) и Роман Зуев (Скапен)
Александр Сизов (Жеронт), Анатолий Сафронихин (Аргант) и Анна Максимова (Нерина)
Александр Сизов (Жеронт), Анатолий Сафронихин (Аргант) и Анна Максимова (Нерина)
Евгения Явтушенко (Зербинета) и Александр Сизов (Жеронт)
Евгения Явтушенко (Зербинета) и Александр Сизов (Жеронт)
Александр Сизов (Жеронт), Эмма Горвиц (Гиацинта), Дмитрий Аникушин (Октав) и Анатолий Сафронихин (Аргант)
Александр Сизов (Жеронт), Эмма Горвиц (Гиацинта), Дмитрий Аникушин (Октав) и Анатолий Сафронихин (Аргант)
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку