Можно ли считать мировую экономику наукой? Покажет 2024 год!

мировая экономика в 2024 году

По всему миру начались аналитические проработки, целью которых было установить, какой из четырех главных рисков мировой экономики является основным. В них принимают участие различные представители науки: от аналитических подразделений Deutsche Bank до экспертов международных организаций.

В центре внимания мировой экономики как науки находятся проблемы мировой экономики, такие как замедление темпов роста, социальные конфликты в крупнейших экономиках мира, рост безработицы (главным образом, среди молодежи) и оценка самого непрогнозируемого из прогнозируемых факторов — геополитического.

Автор нашумевшего драматического произведения «Физики» — немецкоговорящий швейцарец Фридрих Дюрренматт, был противником концепции Бертольда Брехта, превращавшего острые проблемы человечества в трагедию. «Люди не воспринимают проблемы в виде трагедии так сильно, как если бы их показали в виде комедии», — говорил он.

Великий Дюрренмат добавлял: «Если тирана на сцене представлять демоном, то это всё равно, что показывать ему уважение».

Нельзя из человеческой трагедии делать чёрную картину, которую человек не воспримет. К трагедии нужно относиться серьёзно и осмысленно. Это возможно только если к ней отнестись отстраненно, с юмором, как рекомендовал швейцарец.

Напрасно политические деятели и экономисты так далеки от искусства. Жаль, что они не ходят в театр и не читают великих драматургов и современных писателей.

Международные отношения как наука сложились на рубеже веков, в 1910-1920х годах, когда появились первые академические центры, которые сформировали 20 направлений в исследовании международных отношений, от бихевиоризма до Realpolitik.

Советская Россия на первом этапе разрабатывала собственные концепции развития мировой экономики. Известен анекдот, возникший с появлением первого отечественного исследования о восстании Спартака.

Историку А.В. Мишулину Сталин поручил написать объёмный исторический труд с солидным научным аппаратом, где были собраны все источники, так как «вождь всех народов» на одном из съездов колхозников допустил исторический ляп, сказав, что римский раб Спартак поднял восстание, уничтожив рабовладельческий строй в античном мире.

Дело даже не в том, что восстание было подавлено, а в том, что возвысившиеся после подавления рабов римляне — консулы Помпей и Красс, подорвали римские политические институты, что создало предпосылки для окончательного перехода от Римской республики к Римской империи. Рабовладение было и в той, и в другой, причём в первой это были люди, захваченные во время боевых действий, во второй — попавшие в полон из-за долгов.

Рабовладельческий строй и рабовладение — вещь нестандартная и не повсеместная. Она существовала не во всех странах, и всюду была разная. В Риме и античной Греции рабовладение различалось так же, как китайский и русский языки.

Но проблемы возникают не только с оторванной от мира советской наукой. Глобальная наука о мировой экономике доказывает, что есть не просто лакуны, а целые разделы в науке о мировой экономике, которые не подлежат когнитивному осмыслению. Например, она не может сказать, кто в 2024 году будет вовлечён в конфликт на Украине или в секторе Газа.

Геополитические конфликты — вещь не просто непрогнозируемая, не не подлежащая осмыслению лишь с одной точки зрения. Это явление, которым вообще характеризуется геополитическая ситуация в мире за последние 100-150 лет.

В 2024 году произойдут выборы в 50 стран мира, в том числе в главных болевых точках мировой экономики — США и Тайване. Кто бы ни пришёл к власти в США, год-два пройдут незаметно для президентской власти в стране.

Как показывает практика, в первые 18 месяцев в США после прихода к власти президента властными структурами страны принимаются решения, на которые полностью власть первого лица не распространяется. Но в этот период происходят самые динамичные процессы принятия решений.

Выборы на Тайване — ещё более сложная ситуация, потому что тезис КНР о мирном присоединении страны к континентальному Китаю выглядит более чем призрачным. К власти, скорее всего, придут силы Гоминьдана — исторической тайваньской партии, стоящей на позициях категорического отказа в присоединении к КНР и даже от сотрудничества с главным тихоокеанским гигантом мировой экономики. В случае победы этой партии и далее экономика этой страны будет ориентироваться на Японию и США.

Этими двумя примерами мы показали, что в 2024 году пройдут события, которые радикально изменят всю геоэкономическую и геополитическую картину мира. Если мировая экономика научится прогнозировать исход этих и других подобных событий, она докажет, что является наукой.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку