В 2016 году отмечается 110-летие со дня рождения выдающегося композитора XX века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975). Он окончил Петроградскую консерваторию (Санкт-Петербург), стал номинантом пяти Сталинских премий, Международного конкурса в Варшаве и пр. Писал в стилях классицизма и авангарда. Помимо творческой работы, композитор вёл активную общественную деятельность.
Ему посвящена премьера театра им. Б. Покровского. Спектакль-дилогия режиссера Михаила Кислярова, соединяющая в себе постановки по мотивам «Симфонии №14» и струнного квартета №8 цикла «Из еврейской народной поэзии», показывает нам юбиляра с точки зрения противоборства Художника и Власти. Название музыкального спектакля «МРАКОБЕСЫ. симфония отчаяния» — и не стоит идти на постановку тем людям, которые ищут от спектаклей отдыха и оптимизма.
Спектакль начинается с демонстрации киноплёнок с пропагандистскими материалами советского времени и оживляет в памяти тезис о «многонациональном советском народе» и его идеологических установках. Трудно представить себе что-либо, что могло бы лучше настроить зрителя на созерцание страданий творческого гения при т.н. тоталитаризме.
Мелькающая перед глазами советская эпоха оканчивает видеоряд наложением на него концерта в исполнении Д.Д. Шостаковича – он как бы переключает внимание на себя, и начинается авторское переосмысление обстоятельств жизни и творчества композитора с точки зрения современного концептуального искусства.
Изображение советского времени на всём его протяжении в постановке жестоко и напоминает не то фарс, не то балаган. При этом достаётся всем – и Ленину, и Сталину, и Хрущёву, и Брежневу… Не представляю себе, как могут себя чувствовать зрители, которым дорого то время или его ценности. Наверное, это ранит в самое сердце.
Остальные изображаемые обстоятельства тоже требуют своего зрителя. В спектакле есть много линий – лирическая, трагическая, романтическая – но все они тонут во мраке общей темы смерти. Скажем, любовь Ривы и Абрама, подчёркнуто эмоциональная часть действа под названием «Еврейское счастье», выглядит чуть не насмешкой и не вызывает никакого доверия. Или песня на оду к дружбе «тевтона Кюхли» — Вильгельма Кюхельбекера – высочайшее проявление искреннего романтизма – воспринимается как притворство. И это при том, что молодые талантливые певцы качественно и динамично поют и играют свои роли. Видимо, это искажение и замыслено автором для демонстрации ада сосуществования творчества и политического прессинга над ним.
Выходя из зала после спектакля, одна почтенная зрительница громко делилась со своей спутницей восторгом от представления и сказала: «Вот та сцена на скале, она мне напомнила Рим… Ах, когда много знаешь, возникают такие ассоциации!». И мне стало как-то неловко оттого, что я не могу разделить восторгов от постановки. То ли недостаёт знаний, то ли понимания современного искусства, то ли ценности несозвучны…
Но вот разве что скрипичный квартет был прекрасным – он венчал первый акт и на время его вдохновенной игры никаких посторонних тем на сцене не было…
Те, кто интересуются постановкой, смогут её посетить 25 и 27 сентября, когда будет основная часть празднований юбилея Шостаковича.