23 июня в Вене завершится 38 Международный музыкальный фестиваль, организованный обществом Концертхауса. Зрителям будет показан «Иван Грозный» С. Эйзенштейна и прозвучит музыка к кинофильму, созданная Сергеем Прокофьевым. Симфоническим оркестром Orf Radio Вены будет руководить Ф. Стробел, главные партии исполнят русские вокалисты Марина Пруденская (меццо-сопрано) и Александр Виноградов (бас).
Музыкальный фестиваль общества Дома музыки в Вене в этом году стартовал 7 мая и приурочен к 35-летию мировой премьеры «Notation I-IV” французского композитора Пьера Булеза (1925-2016), которая была представлена дирижером Даниэлем Баренбоймом. Памятуя о знаменательной премьере и своей дружбе с Булезом, ушедшем из жизни в январе прошлого года, Баренбойм вновь обращает внимание музыкальной общественности на сочинения композитора.
Необходимо отметить, что помимо музыки Булеза, которая красной нитью проходит через 38 Фестиваль, событие обращается к широкому пласту классической музыки. За полтора месяца почти ежедневных концертов прозвучат сочинения различных эпох и жанров: кантаты И.С. Баха, сочинения венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен), романтиков (Шуберт, Сметана, Дворжак), крупнейших творцов конца XIX столетия – Малера, Дебюсси и до сочинений авангардистов ХХ века. Были даны концерты органной и камерной (клавесин и мандолина) музыки барокко. Достаточно широко представлена на фестивале и русская музыкальная культура. В основном это музыка ХХ столетия: Шостакович, Прокофьев, а также Александр Бородин.
В Фестивале приняли участие отечественные исполнители. На открытии мероприятия выступил российский пианист Денис Кожухин, 16 мая с Венским филармоническим оркестром играл скрипач Максим Венгеров.
«Иван Грозный»
Двухсерийный фильм «Иван Грозный» (первая серия – 1945, вторая – 1958, третья серия осталась в набросках) стал последней работой советского режиссера Сергея Эйзенштейна (1898-1948).
Судьба этой ленты и отношения к ней критиков, политиков и выдающихся деятелей искусства неоднозначны. Первая серия фильма была награждена Сталинской премией, в то время как вторая была подвергнута со стороны советского руководства жесткой критике по причине «невежества в изображении исторических фактов» (в основном это касалось образа опричнины). Работа над третьей частью фильма была приостановлена из-за запрета второй и по причине смерти режиссера.
Композитором, привлеченным к работе над фильмом, стал Сергей Прокофьев. Приглашение Прокофьева к работе над новой лентой стало продолжением удачного творческого союза режиссера и композитора, ранее реализованного при работе над «Александром Невским» (1938).
Музыкальный ряд, созданный композитором к «Ивану Грозному», получил широкое распространение в большей мере как самостоятельное сочинение. Ряд композиторов осуществили редакции музыкального материала и «Иван Грозный» стал звучать в виде оратории (А. Стасевич, 1962), балета (М. Чулаки, 1975 на либретто Ю. Григоровича).
На закрытии венского международного фестиваля музыка Прокофьева будет исполнена в качестве живого озвучания ленты Эйзенштейна, обе части которой будут показаны на большом экране в двух отделениях концерта.
Источники: konzerthaus.at