Удивительно, но профессия музыканта плохо оплачивается во всех в высококультурных европейских странах. Годы трудоёмких упражнений, являющихся неотъемлемой частью музыкальной подготовки, увы, не гарантируют достойный стабильный доход для большинства служителей муз
Да, есть Пласидо Доминго, Пол Маккартни и даже Сергей Шнуров — но это исключения из общего правила, которые лишь подтверждают его.
Конечно, российские зарплаты в абсолютных величинах как минимум вчетверо ниже, чем во Франции или Англии, но относительно средней зарплаты иерархия доходов музыкантов везде низка.
Исследование британских музыкантов, проведенное ассоциацией Help Musicians и Союзом музыкантов страны, выявило весьма печальное наблюдение: из 6000 профессионалов-музыкантов почти половина зарабатывает менее 14’000 фунтов стерлингов в год (около 1.7 миллионов рублей в год). Это — ниже средних зарплат по стране, которые в 2022 году составляли 19’403 фунтов стерлингов, и существенно ниже оплаты за квалифицированный труд, который превышал 33 тысячи фунтов стерлингов.
Британским музыкантам приходится так же «крутиться», как и российским, чтобы заработать на достойную жизнь. Опрос показывает, что многие из них совмещают музыкальную практику с несколькими другими работами, несмотря на высокий уровень образования и подготовки по своей специальности.
Почти четверть (23%) британских музыкантов заявила, что они не зарабатывают достаточно, чтобы прокормить себя или свою семью, а для более половины из них (44%) отсутствие устойчивого дохода и финансовые проблемы связаны, в частности, со стоимостью оборудования, его обслуживания или транспортировки инструментов. Собственно, в структуре расходов и российских музыкантов это существенная часть — гонорар едва ли не наполовину идёт на поддержание инструмента.
В России при средней заплате 66 тысяч рублей среднестатистический музыкант в 2022 году получал едва 30 тысяч. Это почти в 5 раз ниже, чем в Европе, и более чем в 5 раз ниже, чем минимальная зарплата высококвалифицированного специалиста в нашей стране, обозначенная в 167 тысяч рублей в месяц.
Помимо объективных условий рынка труда, складывающихся не в пользу музыкантов, достойной оплате мешает ещё обычай «работать на имя» в начале карьеры: участвовать в конкурсах и фестивалях, делать записи и выступать за свой счёт. И всё это в надежде, что инвестиции окупятся со временем, когда известность будет достигнута.
Как мы видим из статистики, для большинства музыкантов, не имеющих нужных связей на старте, этого не произойдёт никогда.
Если тренд на копеечные зарплаты музыкантов продолжится, то не придётся надеяться на достойное музыкальное будущее Европы. Всё реже людей будут посвящать музыке жизнь, всё реже родителей будут приводить детей в музыкальную школу и всё меньше будет энтузиастов, готовых за копейки там преподавать.