Формат работы искусственного интеллекта (ИИ) с произведениями искусства изначально подразумевает узаконенный плагиат. Нейросети сначала выбирают созданные человеком произведения, затем обрабатывают их и получают условно уникальное произведение.
Исходные материалы практически невозможно отследить. В результате творцы и исполнители остаются без платы за использование авторских прав и нередко без работы вообще.
Действительно, зачем непритязательной публике платить живым людям, если можно за копейки или даже бесплатно скачать композицию, под которую расслабляться и танцевать? Музыкантов, в частности, очень беспокоит ворвавшийся в их жизнь ИИ, поскольку каждый третий из потенциальных потребителей в Европе уже использует соответствующие технологии.
Общества авторов, композиторов и музыкальных издателей Франции (Sacem) и Германии (Gema) представили первое в своём роде исследование о влиянии ИИ на музыкальную жизнь. В основе работы лежат анализ рынка, интервью с экспертами и опрос, проведенный среди более чем 15’000 авторов и издателей.
Исследователи пришли к выводу, что к 2028 году авторы столкнутся со снижением своих доходов на 27%, то есть, не смогут зарабатывать творчеством на жизнь.
У музыкантов в Европе уже есть чёткое понимание проблемы и намечены пути, как её решить.
Если ещё только 71% музыкантов предчувствуют скорый конец финансового обеспечения, то 95% создателей и издателей музыки уже требуют большей прозрачности от компаний, разрабатывающих инструменты искусственного интеллекта.
«Мы активно работаем с игроками отрасли над внедрением технических решений, направленных на идентификацию контента, создаваемого ИИ», — поделилась с Figaro Сесиль Рап-Вебер, управляющий директор Sacem.
Можно предположить, что общества добьются идентификации исходных произведений, использованных при создании цифрового контента, и уплаты за него авторских прав. Обуздание цифровых компаний даст музыкантам если не полную, то хотя бы частичную компенсацию финансовых потерь от развития новых технологий.