Изображенный на портрете великий итальянский композитор позднего Ренессанса Клаудио Монтеверди был отнюдь не единственным, кто использовал технику музыкального письма под названием Basso Ostinato (остинантный, в переводе «упорный», «упрямый» бас). Появившись в эпоху Возрождения, она прошла через творчество многих композиторов XVI-XX веков, вплоть до Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича, получив мощное развитие, которое не останавливается и в наши дни.
Речь идёт о повторяющемся басе как нижнем голосе или основе гармонической формулы. Бас видоизменяется, повторяется с добавлением новых мотивов, ритмических и тембровых контрастов. Всё это происходит на фоне обновления верхних голосов.
Каждый композитор привносит в Basso Ostinato новые решения, но наиболее популярными музыкальными жанрами для самореализации чаще всего становились пассамеццо, пассакалии, чаконы — произведения с танцевальной основой.
Эпоху барокко, начавшуюся на рубеже XV-XVI веков, предшественницу периода классической музыки, даже называли «веком баса», поскольку бас в это время становится основным музыкальным голосом. Благодаря нему у мелодии появляется мощный гармонический каркас — тот, что затем преобразится в привычные гармонии. Мелодия на такой основе чувствует себя свободно и охотно варьируется, поэтому музыка барочного периода очень близка к вариациям.

Путешествие в «упрямый бас» в первый век его развития на сцене Галереи Нико решил осуществить коллектив Musica Tempora: Ирина Рабчевская (барочная скрипка), София Ковалева (барочная скрипка), Руст Позюмский (виола да гамба), Ася Гречищева (теорба), Юлия Меса-Интриаго (леверсная арфа) и Дарья Борковская (клавесин). Они создадут звучание, максимально близкое к тому, в котором творили Клаудио Монтеверди, Андреа Фальконьери, Джироламо Фрескобальди и другие прославленные музыканты Италии.
А солистка Алиса Тен (сопрано) воссоздаст мелодическое остинато в верхних голосах.