Мюзикл Марка Розовского окунул нас в мистику Распутина

Мюзикл Марка Розовского окунул нас в мистику Распутина

Тот, кто знаком с творчеством режиссёра Марка Розовского, не может не заметить тягу драматурга к музыкальному театру. Новая премьера худрука театра «У Никитских ворот» не стала исключением: мюзикл «Тайна Распутина», повествующий о трагических событиях крушения Российской империи.

Как говорит создатель спектакля и автор пьесы, «главная тема нашего спектакля – крушение Российской империи, гибель 300-летнего дома Романовых, трагедия, человеческая и историческая одновременно… Каковы причины тех глобальных событий, которые определили судьбу нашей страны на десятилетия вперед? По меньшей мере, их три: Первая мировая война, Распутин с его разрушительной ролью при царском дворе и Революция как страшное кровавое месиво в биографии России».

Чтобы донести свой взгляд на те события и роль Распутина, драматург обращается к зрителю не через рациональное, а через чувственное восприятие материала, чтобы дать возможность нашим сердцам «знать правду о своей стране не понаслышке».

Следуя мысли режиссёра, не стоит ожидать исторической правды от постановки, здесь её мало. Напротив, в спектакле собраны почти все мифы и слухи, распространяемые по Петербургу и стране в эпоху империи, затем обросшие новыми «подробностями» в эпоху Перестройки. В числе прочего рассказывается о том, что Распутин помогал с остановкой крови царевича Алексея и через это он вошел в доверие и тесное общение с царской семьёй.

Константин Иванов (Император) и Наталья Корецкая (Императрица)
Константин Иванов (Император) и Наталья Корецкая (Императрица)

У непосвящённого складывается впечатление, что наш герой чуть ли не жил с семьёй императора. Однако по свидетельству начальника дворцовой полиции Герарди, тот бывал у царственной четы раз в один-два месяца. Фрейлина София Буксгевден вспоминала, что, постоянно находясь в компании Великих княжен с 1913 по 1917 год, она ни разу не видела Распутина во дворце. А Николай II в 1911 говорил Коковцеву, что «лично почти не знает «этого мужичка» и видел его мельком, кажется, не более двух-трех раз, и притом на очень больших расстояниях времени».

Юрий Голубцов (Распутин)
Юрий Голубцов (Распутин)

Говорится о том, что Распутин был хлыстовцем. Хлысты – религиозная секта, названная от обряда самобичевания, практикуемого в их среде. Провозглашаемое хлыстами умерщвление плоти и отказ от брака сочетался у них с развратом, оправдываемым «схождением Святого Духа». Хотя расследования о причастности Распутина к этой секте никак не подтвердили этого, архиепископ Антоний (Храповицкий) четко писал: «Распутин – хлыст и участвует в радениях…».

Вот эти-то радения – оргии, и показывает во всем их буйстве, хотя и без натурализма, режиссёр Марк Розовский. Со сцены звучат песни и частушки, смакующие разврат, который якобы имел место в Царственном доме.

Юрий Голубцов (Распутин) и Наталья Корецкая (Императрица)
Юрий Голубцов (Распутин) и Наталья Корецкая (Императрица)

В то же время, из материалов специального расследования зампрокурора В. М. Рудневым, следует, что «амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами лёгкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц. Что же касается близости к дамам высшего общества, то в этом отношении никаких положительных материалов наблюдения и следствием добыто не было». Более того, фрейлине Вырубовой, которая якобы была любовницей Распутина, через полгода после его смерти пришлось пройти через унизительную процедуру медицинского освидетельствования Временного правительства, которая констатировала её невинность.

И так далее, и так далее, и так далее. Почти всё, что мы видим на сцене театра «У Никитских ворот» – это тот черный пиар, который распространялся в дореволюционной прессе и обществе. Заинтересованных в распространении таких сведений сторон было довольно много: это и немцы, и революционеры, и часть высшего общества, и политическая элита страны. Все работали над очернением образа царской семьи, побуждая Царя отречься от власти.

Премьера спектакля "Тайна Распутина" в Театре "У Никитских ворот"
Премьера спектакля «Тайна Распутина» в Театре «У Никитских ворот»

О том насколько сильно созданный образ расходился с действительностью, ярко повествует случай, рассказанный Михаилом Таубе, товарищем (заместителем) министра народного просвещения. Однажды в министерство явился человек от Распутина с просьбой назначить его инспектором народных училищ в одной из губерний, на что министр Лев Кассо приказал спустить этого просителя с лестницы.

Зная  всё это, режиссёр создал на сцене тот образ Распутина и его взаимоотношений с царской семьей, который бытовал среди обывателей. С этой точки зрения, происходящее на сцене — это правда, но такая, которая была в головах обывателей. Правда, которую надо помнить, но обязательно в контексте, который, к сожалению, Марк Розовский опустил.

Николина Калиберда (Вырубова) и Юрий Голубцов (Распутин)
Николина Калиберда (Вырубова) и Юрий Голубцов (Распутин)
Наталья Корецкая (Императрица) и Константин Иванов (Император) в спектакле "Тайна Распутина"
Наталья Корецкая (Императрица) и Константин Иванов (Император) в спектакле «Тайна Распутина»
Александр Чернявский (банкир) и Станислав Федорчук (Доктор/ Лазоверт)
Александр Чернявский (банкир) и Станислав Федорчук (Доктор/ Лазоверт)
Игорь Скрипко (Юсупов)
Игорь Скрипко (Юсупов)
Константин Иванов (Император), Николина Калиберда (Вырубова) и Юрий Голубцов (Распутин)
Константин Иванов (Император), Николина Калиберда (Вырубова) и Юрий Голубцов (Распутин)
Игорь Скрипко (Юсупов) и другие заговорщики
Игорь Скрипко (Юсупов) и другие заговорщики
Яна Прыжанкова (княгиня Нина) и Юрий Голубцов (Распутин)
Яна Прыжанкова (княгиня Нина) и Юрий Голубцов (Распутин)
Постановка Марка Розовского "Тайна Распутина" в Театре "У Никитских ворот"
Постановка Марка Розовского «Тайна Распутина» в Театре «У Никитских ворот»
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку