Пандемия нового коронавируса не только приостановила развитие глобального туризма, но и нанесла мощный долгосрочный удар по головам людей. Теперь, когда правительственные ограничения на международные передвижения снимаются, выяснилось, что туристы опасаются выезжать за пределы своей страны и преимущественно проводят отпуск дома. Причём это касается самого желанного сегмента глобального туризма — высокобюджетных европейских путешественников, прежде всего, из Великобритании и Германии.
Бороться с опасениями людей оказывается непосильной задачей для туристических направлений. Хотя традиционно туристические страны (Испания, Италия и другие) тратят огромные средства на господдержку своих направлений, они привлекают не более 20-30% от обычного числа гостей. Печальная статистика наблюдается и на испанских Канарских островах, и в Италии, и в Греции. Результат — не только минимальная загрузка открывшихся отелей, но и отказ от их открытия игроками рынка.
Количество бронирований в Италии упало на 80% к прошлому году после открытия страны, это с учётом раздачи 400 тысяч ваучеров бюджетом 183 миллиона евро, 70-80% составили потери на Канарах и около 75% потеряли греки (на столько сократился пассажиропоток Афинского аэропорта).
«Мы делаем все возможное, чтобы убедить людей в том, что у нас теперь почти нет проблем с COVID-19, но, конечно, мы не можем привозить туристов сюда по собственному желанию», — жалуется New York Times Хорхе Марихаль, владелец отеля на Тенерифе и президент испанской Конфедерации отелей.
Это сделать действительно сложно, а правительства стран-поставщиков туристов принимают такие меры, которые могут ещё более ограничить восстановление туризма. Например, вводят обязательный карантин на едва открывшемся направлении, если там ухудшается эпидемиологическая ситуация (такая судьба постигла португальцев и их британских гостей).
Но и сами достопримечательности принимают правила, которые отпугивают гостей. Отели Канарских островов требуют, чтобы гости носили маску для лица в вестибюле и других общественных помещениях, а также ограничивают количество людей, которые могут отдыхать вокруг бассейнов.
Путешественники сегодня не только опасаются за своё здоровье, но и сталкиваются с полной неопределённостью места и времени своего отдыха. Авиакомпании могут задержать или отменить рейс, отель в последнюю минуту может отказать в бронировании, а по возвращении турист может быть подвержен карантину, если ситуация в стране отпуска ухудшится.
Вот и выходит, что надежды на восстановление глобального туризма не оправдываются, и пока вероятность форс-мажора настолько велика, что он вряд ли сможет рассчитывать на прежние показатели, даже с помощью самой мощной рекламы. По крайней мере, до победы над пандемией европейский туризм прежним не будет. А уже потом всё будет решать умение убедить людей в безопасности конкретного направления.