На Руси издревле практиковались постоялые дворы, в которых усталый путник мог отдохнуть с дороги, отведать местной домашней еды и сменить лошадей. Иные из них славились гостеприимством и кухней — так, Дарья Пожарская прославилась рецептом знаменитых куриных котлет.
Что-то подобное неофициально существовало в советсткое время, когда некоторые крестьяне в сезон сдавали горожанам комнаты и целые дома.
Как правило, дачники радовались свежему молочку и продуктам из огорода, и щедро платили за них.
Этот опыт может быть востребован сегодня в России для развития агротуризма. Но время, по замыслу властей, должно внести свои коррективы в инфраструктуру для приема гостей. Сделать сельский отдых цивилизованным по мировым стандартам.
Опыт приема гостей в сельской местности широко распростренен в Европе. Гостевые дома от собственников доступны как местному населению, так и туристам. Доходы обогащают местный бюджет.
Официально крестьянским и фермерским хозяйствам в России сегодня принимать гостей нельзя, кроме как в собственном доме.
Однако с конца 2023 года стало понятно, что от запрета многое (порядка 120 млрд рублей в год) теряют регионы. Было решено выделить на развитие агротуризма бюджет в размере 700 млн рублей, который пойдет на гранты сельхозпроизводителям (до 10 млн на хозяйство), чтобы они принимали гостей.
По расчетам Россельхозбанка, сельский турпоток вырастет до 5 млн человек к 2025 году (+60%), и в фермерских хозяйствах появятся современные постоялые и гостевые дома по типу сельских гостиниц.
На первый взгляд, это положительный момент для села. Но в действительности, на первом этапе он подстегнет скорее строительство и смежные отрасли (продавцов систем видеонаблюдения, пожаротушения и прочих). Требования к постоялым дворам нынче таковы, что они должны соответствовать требованиям хотя бы ко временному размещению туристов.
Постоялые дворы должны будут оформлять разрешения, получать паспорта объекта,, предусматривать системы пожаротушения, эвакуации, видеонаблюдения и прочее, на что требуются миллионы рублей, не считая расходы на эксплуатацию и рекламу. При этом в среднем фермер получает доход 50-200 тысяч рублей в месяц — куда ему до миллионных трат.
Нетрудно догадаться, что в результате в России возникнут современные агрогородки при крупных агропредприятиях, которые лишь отдаленно будут напоминать своих далеких предков — постоялые дворы и деревенские дачи.
Но и этим организациям, как сетуют эксперты, о прибыли от продажи туристам еды можно забыть. Поступления лишь частично покроют расходы на электроэнергию. Придется еще делать вливания в инфраструктуру и учиться туризму, а не только искусству производства и продажи еды.
Платежеспособный гость вряд ли поедет даже на выходные во времянку, где туалет расположен на улице и не работает интернет.