Последние три лета своей жизни Пётр Чайковский провёл в усадьбе Фроловское, расположенной в 5 километрах от подмосковного Клина. Здесь композитор находил уединения от вездесущих подмосковных дачников, которые в летние месяцы не давали ему покоя в самом Клину.

Чайковский был активным путешественником, уделяя в своих поездках первостепенное значение знакомству с музыкальной культурой европейских стран, премьерами новых произведений композиторов-современников. После того, как в 1878 году композитор оставил преподавательскую работу в Московской консерватории благодаря материальной поддержке Надежды фон Мекк, поездки Чайковского стали более длительными и насыщенными. Все чаще он становился не свидетелем премьер музыкальных произведений, а их непосредственным участником.
Мысль найти приют на родной земле проскальзывает в дневнике Петра Ильича еще в 1873 году:
Среди этих величественно прекрасных видов и впечатлений туриста я всей душой стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении её равнин, лугов, рощей.
Из дневника Чайковского
Жизнь в Москве и Петербурге не давала композитору желанного единения с природой (в этом плане за полтора столетия мало что изменилось). Средств для покупки собственного имения в окрестностях столичных городов у композитора не было. Материальное состояние его всю жизнь оставляло желать лучшего. Но арендовать усадьбу в тихом месте он вполне мог.
После недолгих поисков выбор пал на усадьбы близ подмосковного Клина. Здесь была и такая желанная тишина русской провинции, и железная дорога, которая при необходимости быстро доставляла Чайковского в Москву или Санкт-Петербург.
Какое счастие быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придёт, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам! <…> Я понял теперь раз навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры.
Из письма Чайковского к Н. фон Мекк, февраль 1885
Жизнь Чайковского тянулась здесь размеренно. Ежедневно до обеда композитор работал над новыми произведениями или оркестровками. Далее обедал и уходил на длительную прогулку. С собой он обязательно брал блокнот и карандаш. Подмосковная природа вдохновляла его, и музыкальные темы приходили одна за другой.
Уединенный образ жизни композитора нарушали только «ненавистные дачники», которые в летние месяцы «гуляли под окнами». Композитор быстро нашёл решение этой проблеме. Весной 1888 года он арендовал усадьбу в селе Фроловское. Дом здесь находился в отдалении от проезжих дорог и троп, а окна дома выходили на сад, который плавно переходил в лес.

Здесь, во Фроловском, Чайковский написал «Спящую красавицу» — поистине легендарный балет с удивительно счастливой судьбой. Идея воплотить на сцене сказку Шарля Перро принадлежала Ивану Всеволожскому – директору Императорских театров, известному театральному деятелю и либреттисту. К планируемой премьере он привлёк Мариуса Петипа, с которым они создали подробный план будущего балета. Передать его для музыкального воплощения было решено Чайковскому.

Отношения Чайковского с балетом к этому времени были представлены только «Лебединым озером». Его премьера состоялась в 1877 году и была крайне неудачной (о пяти фактах, касающихся «Лебединого озера», мы рассказывали ранее). Истинное признание к этому балету придет только после смерти композитора, когда в 1895 году его повторно поставит Мариус Петипа при участии младшего брата композитора Модеста Чайковского.
В отличие от «Лебединого озера», «Спящая красавица» сразу оказалась в надёжных руках Петипа и под пристальным внимание Всеволожского, который активно участвовал в разработке эскизов костюмов и декораций.
Премьера балета «Спящая красавица» состоялась 3 января 1890 года в Мариинском театре. Успех постановки был ошеломительным. На долгие годы этот балет стал своеобразным эталоном жанра, на который равнялись как хореографы, так и композиторы.
Знаменитый Вальс из I действия балета «Спящая красавица». Постановка – Мариинский театра, 2015 год. Оригинальная хореография Мариуса Петипа представлена в редакции Константина Сергеева.
Насладиться балетами П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» москвичи смогут в ближайшее время на Исторической сцене Большого театра России. С 31 июля по 7 августа с гастролями здесь впервые выступает Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона. Кроме шедевров Чайковского, труппа театра представит «Дон Кихота» Минкуса и спектакль «Вне времени», в который вошли легендарные постановки Леонида Якобсона (1904-1975) – главного «смутьяна» советского балета, признанного мастера балетного искусства.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения