Неманья Радулович привезёт в Москву виртуозную игру на скрипке и оптимизм

Nemanja Radulovic

06 августа 2016 года оркестр Белградской Филармонии привезёт в Москву, в Концертный зал им. П.И. Чайковского уникальную программу и выдающегося скрипача Неманью Радуловича. Это будет дебют артиста в Москве.

Неманья Радулович (род. 1985) – сербский музыкант родом из Ниша, в Университете искусств которого он сегодня является Почётным доктором. Выпускник Белградского Университета искусств, Высшей школы музыки и театра (Саарбюккен) и Парижской консерватории.  Победитель международных конкурсов, в том числе 2005 год «Международное открытие года» (International Revelation of the Year), 2014 год — «Лучший артист» (Best Artist) от Victoires de la Musique. Выступал в лучших залах мира: Карнеги-холл, Берлинская филармония, парижские Плейель и Театр Елисейских Полей и тд с такими коллективами, как Мюнхенский филармонический оркестра, Королевского филармонического оркестра, Монреальского и Токийского симфонических оркестров.

Исполнитель, известный своей виртуозной игрой, и также яркими программами и свободным имиджем, имеет особенный заряд оптимизма и индивидуальный взгляд на музыку, и мы полагаем, интервью с ним будет интересно всем нашим читателям.

***

Э Вести: Неманья, нам очень приятно познакомиться с Вами. Я видела на сайте Белградской филармонии, что Вам предстоят “Предмосковские вечера”, Вы таким образом привлекаете людей, сообщая о московском концерте. Это знак, что сербский народ и русский народ полны взаимной любви. Мы очень рады, что Вы приедете. Мой первый вопрос: что для Вас российское выступление?

Неманья Радулович: Для меня это имеет огромное значение, потому что раньше мне не доводилось выступать в России, это будет моим первым концертом, и я счастлив приехать сюда с Белградским филармоническим оркестром.

Я работаю с ними в Белграде, но этот тур станет нашим первым совместным концертом за его пределами. И именно в этот момент мы готовимся к нашему первому выступлению в Москве.

Э Вести: Есть ли у Вас ожидания в связи с этим концертом? Может быть, это всего лишь начало Вашего сотрудничества с залами Московской Филармонии? Хотелось бы надеяться.

Неманья Радулович: Конечно, мне известна история русской музыкальной культуры. Меня впечатляет возможность приехать сюда и исполнить здесь эти великие произведения, которые вдохновляли меня в процессе учёбы и вдохновляют сегодня в работе. И этот концерт важен для нас, однако, нам следует представить себя такими, какие мы есть. Я полагаю, что нам надо играть то, что мы хотим представить публике. А затем мы увидим, если в Москве публика получит удовольствие от нашего выступления… Нам предстоит всего лишь показать себя как есть.

Э Вести: Вы родились в сербском городе Ниш. Этот город известен, поскольку здесь родился Никола Пашич, и потому что это – один из сербских культурных центров. Однако, сейчас Вы живёте во Франции?

Неманья Радулович: Да, действительно, я родился в Нише и жил здесь до 7 лет. А затем моя семья перебралась в Белград, где я прожил до 14 лет. Затем, из-за войны на Балканах, мы переехали во Францию, где мы с сёстрами смогли продолжить учёбу. Сейчас, я могу сказать, что половина моей жизни прошла в Париже, но я до сих пор связан с Сербией, Белградом и Нишем. Я стараюсь приехать сюда хоть на день, хоть на ночь, — а затем возвращаюсь к своей семье во Францию.

Э Вести: Что для Вас скрипка? Что она означает в свете Вашей профессии? Идёт ли это от Бога, от Вашей души, или от Вашей семьи?

Неманья Радулович: Я начал заниматься скрипкой в семь лет. А что заставило меня продолжить занятие? Скрипка была со мной, когда я в первый раз стоял на сцене. Я полагаю, что на сцене Вы можете быть тем, кем Вы хотите быть. Даже если в частной жизни Вы не являетесь кем-то, когда Вы играете музыку, которую Вы хотите играть, это имеет магическое значение. И здесь дело не только в скрипке. Скрипка – всего лишь наиболее простой инструмент для выражения меня и моих чувств.

Я полагаю, что сцена и музыка – вот самые важные вещи. Это то, что формирует искусство. Таков мой ответ.

Э Вести: И это Ваш путь самовыражения.

Неманья Радулович: Да, с одной стороны, но искусство в целом, с другой стороны, это объект, который позволяет мне создавать нечто в процессе представления.

Э Вести: Ваши родители, они связаны с музыкой?

Неманья Радулович: В действительности, они связаны с музыкой, потому что в нашей стране музыка повсюду. Она не только в концертных залах, но Вы слышите её в ресторанах – музыка здесь очень популярна. Но если говорить об их профессии, то моя мама — доктор, а отец – компьютерный специалист. В любом случае, они знают, что такое музыка.

 

Э Вести: Что повлияло на Ваш выбор? Каких музыкантов Вы воспринимаете как педагогов, если таковые имеются?

Неманья Радулович: Да, но это зависит от периода моей жизни. Например, когда я был подростком, я боготворил Ойстраха… Также я был под впечатлением профессора Деяна Михайловича, моего педагога. Однако, затем я понял, что те люди, которые являются настоящими артистами, дают мне вдохновение в любой форме классической музыки. Таковы Марта Аргерич, Жаклин Мари Дё Пре, Давид Ойстрах и другие – разные люди. Некоторые из них живы, другие живы уже только в последователях и искусстве.

Э Вести: У Вас есть опыт общения с русскими музыкантами. Каков он?.

Неманья Радулович: Это всегда было мило. Вы знаете, в музыкальном мире у нас нет границ, и наш единственный язык – музыка. Порой Вам надо понять детали в работе. Но если мы слушаем музыку, мы получаем сообщения друг друга. У меня всегда прекрасный опыт на сцене, и после неё тоже множество приятных моментов общения с людьми, масса контактов и удовольствия.

Э Вести: Кто Ваши любимые композиторы?

Неманья Радулович: Это вопрос, на который я не в состоянии ответить.

Э Вести: Давайте начнём с классиков, затем перейдём к романтикам, а там и к современности…

Неманья Радулович: Я люблю классиков, поскольку они дают возможность достигнуть самого личного, что может быть затронуто музыкой.

Но когда я играю Баха, например, это другое ощущение, нежели когда я играю Моцарта. В тот момент я пытаюсь выразить то, что у меня внутри, и понять, почему композитор создал творение именно таким.

Э Вести: Что Вы можете сказать о современной музыке, что Вы можете в ней выделить? Я читала о том, что Вы также понимаете рок-музыку…

Неманья Радулович: Я не разделяю музыку по жанрам. Я отделяю хорошую музыку от не очень хорошей музыки. Я даже не хотел бы говорить о “плохой музыке”, потому что знаю, сколько времени занимает процесс творения. Так, у каждого из нас в художественной жизни есть разные периоды. И я готов слушать что угодно, в консерватории и вне её.

Э Вести: В России сегодня наблюдается всплеск интереса к классической музыке, мы можем это видеть… И музыканты собирают полные залы. И также наше правительство пытается сделать классическую музыку обыденностью для российской публики. У нас есть множество программ наподобие: “Доступная классика”, в которых известные музыканты сопровождают музыку комментариями в рамках специальных представлений. Как Вы полагаете: привлекает ли классика тех, кто не подготовлен к ней образованием?

Неманья Радулович: Я думаю, что идти к аудитории — хорошо. Ведь так много разных вещей в Интернете и всюду….

Некоторые из них нужно пояснять. Даже я, классический музыкант, некоторые вещи воспринимаю с трудом. И, возможно, кто-то вовсе не слышал классической музыки, и он не может её воспринять с первого раза. Это как кино – Вы не можете начать смотреть его с сильных фильмов, которые трудно понять. Вам требуется время, чтобы получить то же восприятие в классической музыке. Для новичков рекомендованы специальные концерты, где они могли бы получить привычку к такой музыке, к такому виду коммуникации.

Э Вести: В России сегодня пользуется популярностью объединение музыки с танцами, поэзией, изобразительным искусством. Как Вы к этому относитесь и практикуете ли Вы такие вещи?

Неманья Радулович: Да, для меня хорош любой опыт, который артист может получить в момент созидания. Для артиста важно сделать различие, чтобы опыт имел эволюцию во времени, потому что если Вы только делаете то, что должны – Вы не сможете получить саморазвитие и выработать собственную точку зрения.

Э Вести: Что, по Вашему мнению, музыка делает для человека: его духа, его души, его сердца? Какова основная цель музыки и её воздействие?

Неманья Радулович: Основное воздействие музыки… Что я пытаюсь сделать во время концерта – так это стать кем-то в моей жизни. Когда я играю А. Хачатуряна – эта музыка так визуальна, Вы можете видеть картины с этой части мира, его характеры… У Вас не может быть только чёрного и белого. Вам требуются краски, Вам нужно раскрашивать жизнь. Я полагаю, что композиторы, живые или уже ушедшие, не хотели бы всегда видеть одни и те же постановки своих произведений. Важно дать любую возможность человеку для постановки музыкальных шедевров.

Э Вести: Музыка должна быть живой и современной?

Неманья Радулович: Да.

Э Вести: Что касается сербской музыки, Вы играете сербскую музыку? Вы привезли сюда несербскую музыку, но сербскую Вы же тоже играете?

Неманья Радулович: Я играю и традиционную, и классическую сербскую музыку.

Мне нравится работать с молодым гениальным композитором Александаром Седларом, который даёт новое видение классической музыки, которая выходит за границы какой бы то ни было эпохи. Там и классика, но есть и романтика; он умеет всё соединить. Его музыка современна, и вне времени. Он путешествует по разным временам и эпохам.

Э Вести: С музыкой понятно, но ведь в Вашей жизни есть и другие вещи, не только музыка? Какие интересы у Вас есть?

Неманья Радулович: Я люблю проводить время с любимыми мной людьми, это – моё основное вдохновение, и ещё смотреть фильмы и делать другие обычные вещи. И я думаю, важно иметь людей, которые Вас вдохновляют. Я люблю людей.

Э Вести: И мой последний вопрос относится к Вашей программе. Как Вы полагаете, эта программа написана для какой публики? Конечно, я знаю, что каждый, кто посетит Ваш концерт, получит удовольствие, но всегда есть особая публика, которую Вы ожидаете вследствие композиторов, включённых в программу, или других вещей. Они получат максимальное удовольствие.

Неманья Радулович: Программа – это вопрос к Белградской филармонии, которая составляла программу.

А особая публика – это те, кто приходит не судить, но наслаждаться нашим концертом (тогда они смогут насладиться нашей позитивной энергией, музыкой и оптимизмом). Именно этот посылосновной, который мы хотим дать. Потому что оркестр составлен из людей молодых и сильных. Для такой программы это хорошее сочетание.

 

Э Вести: Это прекрасно, потому что русской публике особенно нужен оптимизм.

Поделиться с друзьями
Subscription