Несколько смельчаков заявили расписание круизов на 2020 год

Открытие круизов

Традиционно конец апреля — это время открытия круизных путешествий по России. Но новый коронавирус внёс свои коррективы в расписание круизов: в мае плаваний не было вовсе, и лишь в конце июня несколько компаний заявили о готовности открыть долгожданную навигацию, несмотря на неполную ясность нормативных требований на федеральном и региональном уровнях. Навигация стартует в конце июня и продлится до ноября 2020 года.

Директор по судоходству на внутренних водных путях Российской палаты судоходства Анна Исаева, которая, как говорят участники рынка, находится «на самом острие борьбы» за права игроков, говорит: «Мы ждём и готовимся к навигации, она в этом году будет совершенно особенной. Судовладельцы очень ответственно подошли к открытию, они закупают средства химической защиты и безусловно будут соблюдать все требования власти. Теперь слово за регионами, чтобы мы могли показать клиентам всю красоту России».

Основные маршруты круизных плаваний, особенно для иностранных гостей, включают в себя посещение Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на полную готовность к открытию сезона внутренних водных путей, по-прежнему действуют (запретительные по сути) ограничения по заезду в главные города России. Но ожидается, что Москву откроют 23 июня, а «северную столицу» — 27-29 июня.

В же остальных регионах, как предполагается, открытие произойдёт раньше, что и даёт основания смельчакам от судовладельцев заявить о начале навигации.

Круизные суда
Круизные суда идут по Волге

Конечно, речи о приёме иностранцев на круизные лайнеры пока не идёт — это произойдёт не ранее сентября. Суда с конца июня по сентябрь 2020 года будут обеспечивать отдых исключительно для соотечественников.

В дополнение к неясности с открытием регионов, как и в отельном бизнесе, органами власти выпущены ещё не все нормативные требования для круизов.

«То, что касается существования в новых реалиях эпидемиологической ситуации, практически всё выпущено и федеральными органами, и судоходными компаниями, — пояснила «Э-Вести» Анна Андреевна. — Если речь идёт о нормативных актах, которые должны выйти по поручениям президента РФ, то они ещё в стадии разработки. На выходе ещё, к сожалению, ничего не появилось. Ждём».

И всё же, лучше работать, чем простаивать. Отрасль, «доходная часть которой равна нулю», ждёт признания себя пострадавшей и  надеется на то, что местные власти дадут возможность клиентам круизных судов выходить на берег, иметь доступ к культурным и досуговым мероприятиям, и делать это без особых неудобств.

«У всех круизных компаний год будет убыточным, — говорит генеральный директор круизной компании «Водоход» Ришат Багаутдинов, — Размер убытков будет зависеть от того, будем ли мы работать и когда. Мы надеемся, что в эту навигацию мы будем ходить до конца ноября — мы для себя продлили период навигации, добавили рейсы, благодаря чему планируем минимизировать негативные последствия в этом году».

Питание на круизных судах
Питание на круизных судах — одна из важнейших составляющих отдыха

А негативных последствий у российских судоходных компаний немало. Нормы для обслуживания клиентов на борту стали жёстче, чем когда бы то ни было, и принесли с собой не известные пока расходы. «В ресторанах будут другие требования, рассадка будет свободная, — свидетельствует Александр Соснин. — Если всегда суда были рассчитаны на питание в одну смену, то теперь — в две. Это не намного ухудшит качество круиза, и это, пожалуй, пока главное, с чем мы столкнулись». «Мы обязаны выполнять все требования Роспотребнадзора по социальной дистанции, по подаче, по мойке посуды, — дополняет  Ришат Багаутдинов. — Благо, на наших теплоходах много общественных мест, поэтому, даже если потребуется распределять людей, это можно будет сделать в пяти помещениях».

Несмотря на всё это, базы для повышения цен на круизы нет — платёжеспособный спрос не позволяет провести их коррекцию. Кроме того, известно, что расписание круизов составляется задолго до начала навигации. Компании открыли продажи на 2020 год с конца июля 2019 года, но не смогли осуществить рейсы в мае и июне, остальные, если всё пойдёт по плану, будут выполняться. Соответственно, плавания 2020-2021 годов пойдут по тем же ценам, что и в 2019 году.

«Большей части туристов мы смогли предложить отдохнуть позже или пересесть на другие круизы в июле-сентябре, — говорит  глава круизной компании «Созвездие» Александр Соснин. — 70% наших туристов перенесли круизы, а возвраты будут осуществляться до конца 2021 года. Вернуть всё сразу мы не сможем, потому что средства уже вложены в подготовку судов».

Но даже когда состоится открытие навигации, в море выйдут не все — пассажиров по итогам 2020 года ожидается на 70% меньше, чем годом ранее. Из 26 теплоходов «Водохода» в навигацию выйдет 14, из 7 теплоходов «Созвездия» — 5. Многие сотрудники, занимавшие временные или низкоквалифицированные рабочие места в этом (когда-то стабильном) секторе туризма, потеряют доходы. Лишь высококвалифицированный плавсостав будет «всеми силами» сохранен, потому что его потеря сделает восстановление отрасли невозможной.

Можно только поаплодировать смельчакам, которые при стольких неясностях заявляют об открытии навигации, и пожелать им счастливого круизного сезона. Отрадно, что вскоре по русским рекам благодаря им снова пойдут красивые суда со счастливыми туристами.

Поделиться с друзьями
Subscription