Первая национальная русская опера «Иван Сусанин», написанная Михаилом Ивановичем Глинкой на слова барона Егора Розена и получившая название «Жизнь за царя», ожила 29 августа 2018 года на сцене знаменитой «Новой оперы» им. Е. Колобова. Постановку осуществил режиссер театра Алексей Вейро, а за дирижерский пульт встал Андрей Лебедев. Премьерное полуконцертное исполнение затем преобразится в спектакль — это предполагали постановщики в случае успеха у публики, а успех последовал.
У оперы есть все основания стать очередной находкой для репертуара труппы. Русского патриота и гражданина Ивана Сусанина, вдохновившего композитора на выдающийся музыкальный труд, поёт бас Евгений Ставинский, выпускник Академии хорового искусства, известный своим сильным и благородным вокалом. Дочь Ивана Сусанина Антониду представляет на сцене Ирина Боженко, выпускница Уральской консерватории. Певцам и хору «Новой оперы» оказались под силу сложные вокальные партии, навеянные русскими песенными интонациями, трудности которых часто отпугивают от постановок другие театры.
Технически и эмоционально опера, созданная в далёкие 1832-1836 годах, выдвигает высокие требования к музыкантам. Для исполнения «Жизни за царя» М.И. Глинки оркестру и певцам необходимо и виртуозное владение голосом, и чувство русской народной песни. Композитор создал национальное русское произведение в духе высокой европейской классической традиции, оттенил русские темы польской музыкой, снабдил его богатой инструментовкой и… переложил его на русский язык с помощью знаменитого в те времена либреттиста.
Сначала была музыка, и уже затем появился текст. Егору (Георгию Фёдоровичу) Розену пришлось приноравливать его к уже созданному музыкальному ряду, и он блестяще выполнил поставленную перед ним задачу. В центре повествования был русский крестьянин Иван Сусанин, в смутном XVII веке спасший династию Романовых тем, что завёл польский отряд в глушь и погубил там, не дав ему тем самым убить царя Михаила.
От крестьянской песенной традиции Михаил Иванович и отталкивался, она стала основой всех русских тем, интонационного комплекса. Глинка верил, что русское крестьянство пронесло через века русскую песенную самобытность, и эта музыка должна лечь в основу русской национальной музыки. «Музыкальный характер русской мелодии был подмечен Глинкою, — писал В.Ф. Одоевский, — он не побоялся основать на нём целую оперу, где довёл его до трагического стиля — дело, которое до сих пор никому в голову не приходило. Сим подвигом он положил начало новой эпохе в музыке».
Премьера «Жизни за царя» состоялась. Несмотря на то, что опера состоит из четырёх частей и даётся с двумя антрактами, невзирая на скромность сценических эффектов, прекрасное исполнение труппы «Новой оперы» волшебной музыки Глинки и два века спустя приносит наслаждение и радует ухо и душу родным звучанием. Будем надеяться, что вскоре театру удастся изыскать средства на полномасштабную версию, и к прекрасной музыке прибавятся достойные её декорации.