Обнаружен редкий эскиз Микеланджело для Сикстинской капеллы

Обнаружен редкий эскиз Микеланджело для Сикстинской капеллы

Рисунок 16 века, изображающий спину обнаженного мужчину, был идентифицирован как этюд Микеланджело для его шедевра – росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.

Рисунок красным мелом создан для одной из фигур, сражающихся со змеями в сцене «Поклонение медному змею». Он датируется 1512 годом – незадолго до окончания работы над шедевром, начатым в 1508 году.

Атрибуция кисти Микеланджело была поддержана Полом Джоанидисом, почетным профессором истории искусств Кембриджского университета и одним из ведущих мировых экспертов по Микеланджело, о чём он пишет в своей статье в научном журнале Burlington Magazine.

«Для художника уровня Микеланджело любое новое открытие вызывает ощутимый трепет. А это рисунок Микеланджело для одного из величайших шедевров западного искусства», – говорит Джоанидис.

Это один из немногих сохранившихся рисунков Сикстинской капеллы. Итальянский мастер эпохи Возрождения Джорджо Вазари, наиболее известный своей книгой 1550 года «Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов», писал о Микеланджело: «Незадолго до своей смерти он сжег большое количество своих рисунков, набросков и картонов, созданных его рукой, чтобы никто не увидел, какие труды он затратил, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным».

Найден эскиз Микеланджело для росписи потолка Сикстинской капеллы
Найден эскиз Микеланджело для росписи потолка Сикстинской капеллы

Мужская фигура на недавно найденном рисунке изображена с другого ракурса нежели в окончательной версии. «Глядя на рисунок, можно было бы предположить, что фигура предназначалась для того, чтобы на неё смотреть горизонтально. Это не так. Он задуман для обозрения в повороте на 90 градусов по часовой стрелке. Положите два изображения рядом, и сразу очевидно, что рисунок – это набросок для этой фигуры», – добавляет Джоанидис.

В Burlington он пишет: «Микеланджело пометил себе окончательную ориентацию фигуры последовательностью коротких линий по правому краю, которые отмечают вертикаль».

Шедевры Микеланджело включая мраморную скульптуру Давида, и новый рисунок демонстрируют, что на поздних этапах работы над Сикстинской фреской он все более и более следовал скульптурному стилю. Джоанидис продолжает: «Он невероятно прогрессировал по мере создания фрески. Его фигуры становятся крупнее, энергичнее. Скульптурный элемент его форм играет все большую роль по мере того, как он приближается к концу своей работы».

О новом рисунке Микеланджело размером 15.7 на 19.3 см мир узнал после того, как Джоанидис через посредника получил его фотографию от его владельца, анонимного коллекционера из Европы. Тот в свою очередь приобрел его в 2014 году. Тогда он был атрибутирован, как работа Россо Фиорентино, последователя Микеланджело 16 века.

Сцена «Поклонение медному змею»
Сцена «Поклонение медному змею»

Хотя рисунок никогда не выставлялся, Джоанидис помнит, что много лет назад видел его черно-белую фотографию плохого качества в библиотеке Витта в Институте искусств Курто в Лондоне. Он пишет: «Тогда я мысленно отметил его как «представляющий интерес». Поэтому так захватывающе было иметь возможность изучить рисунок во плоти и с удовлетворением прийти к выводу, что это действительно работа Микеланджело».

На рисунке есть отметки коллекционеров 19-го века и надписи. В левом нижнем углу изображены написанные от руки инициалы JCR, относящиеся к сэру Джону Чарльзу Робинсону, ведущему знатоку рисунков Микеланджело, а на оборотной стороне стоит штамп Чемберс-Холла, коллекционера, который много рисунков подарил государству. Джоанидис отдал должное владельцу рисунка за то, что он первым понял, что тот связан с фигурой из «буйства борющихся людей» на фреске «Медный змей».

В своей заметке в Burlington эксперт отмечает, что, несмотря на высочайшее знание мужской анатомии, в этом рисунке Микеланджело есть недостатки, в том числе почти невозможная поза, слишком длинное левое бедро и «блочное» изображение позвонков.

Джоанидис отмечает, что аналогичным образом Микеланджело рисовал кости спины и в других своих работах, и добавляет: «Это заключение хирурга Фрэнсиса Уэллса подтверждает отсутствие у Микеланджело заботы о скелетной и мышечной точности… Как пишет тот же Вазари: «Он обычно делал свои фигуры в девять, десять, двенадцать голов, добиваясь лишь того, чтобы после объединения их в одно получилось в целом некое согласие грации, какое природой не создается; говаривая при этом, что циркуль следует иметь в глазу, а не в руке, ибо рука работает, а глаз судит». Микеланджело заботился о выражении динамики, а не об анатомической точности».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку