Одна из картин в «краже века» в ГДР, возможно, Рембрандт

Одна из картин в «краже века» в ГДР, возможно, Рембрандт

В немецком замке Фриденштайн города Гота открылась выставка, посвященная двум загадкам: краже 1979 года и портрету 16 века.

Той декабрьской грозовой ночью 1979 года из тюрингского замка Фриденштейн воры ушли с впечатляющей добычей – пятью картинами европейских старых мастеров, в том числе портретами немецкого художника Ганса Гольбейна Старшего и голландского художника Франса Халса.

Это была крупнейшая кража в социалистической Германии. Тысячи людей было опрошено, вся криминальная Германия была перерыта вдоль и поперёк полицией и Штази, но всё безрезультатно.

Очень часто это нападение сравнивают с печально известной кражей из музея Гарднера 1990 года, когда были похищены 13 ценнейших работ, включая полотна Дега, Вермеера, Мане и Рембрандта. Общая оценка пропажи оценивается в 500 млн. долларов. Но как измерить исчезновение Вермеера, если его работ осталось всего 34?!

Однако, в отличие от нераскрытого ограбления Гарднера, история герцогской коллекции Саксен-Готов имеет счастливый конец. После четырёх десятков лет поисков в 2019 году немецким властям удалось найти все пять полотен и вернуть их на законное место в замке.

Замок Фриденштайн в немецком городе Гота в Тюрингии обрел украденные в 1979 году картины, одна из которых, возможно, принадлежит кисти Рембрандта.
Замок Фриденштайн в немецком городе Гота в Тюрингии обрел украденные в 1979 году картины, одна из которых, возможно, принадлежит кисти Рембрандта.

Детали кражи и возвращения шедевров до сих пор остаются не полностью ясными, и подробности дела сорокалетней давности продолжают всплывать.

Так, куратор новой выставки Тимо Трюмпер заявил, что у него есть основания полагать, что одна из пяти украденных работ намного ценнее, чем считалось ранее.

Портрет старика, датированный 1629-1632 годами, долгое время считался работой либо Яна Ливенса, либо Фердинанда Боля, двух современников знаменитого голландского художника Рембрандта ван Рейна. Однако, завершив исследование картины, Трюмпер пришел к выводу, что портрет, возможно, создал сам Рембрандт.

Фердинанд Боль, Портрет старика (1629-32гг), возможно, принадлежит кисти Рембрандта.
Фердинанд Боль, Портрет старика (1629-32гг), возможно, принадлежит кисти Рембрандта.

Подпись Боля на обратной стороне холста уже давно рассматривается как доказательство его авторства. Боль учился в амстердамской студии Рембрандта, прежде чем основать собственную студию в 1642 году. Во многих его ранних работах заметно сильное влияние стиля Рембрандта. Но Трюмпер полагает, что подпись может означать, что Боль владел полотном. Куратор предполагает, что молодой художник мог завладеть картиной после того, как Рембрандт обанкротился в 1656 году.

Искусные правки в ходе написания работы и качество композиции предполагают, что эту работу выполнил мастер, а не ученик. Так ли это, или нет, это ещё предстоит подтвердить, что потребует немало лет, говорит Трюмпер. Пока же картину продолжают изучать.

В художественном музее Гарварда хранится аналогичный портрет, приписываемый Рембрандту. Если картина из Фриденштайн замка является оригиналом, то гарвардская версия окажется копией.

Трюмпер комментирует: «Это вопрос интерпретации. Мы можем быть уверены, что она возникла в студии Рембрандта – вопрос в том, сколько в ней Рембрандта и сколько его учеников? Мы уже поговорили со многими коллегами. Половина говорит: «Нет, это не Рембрандт, это один из его учеников». Другая половина говорит, что это интересная теория, и они не могут ее исключить».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку