Не только политики и деятели культуры оказались зажаты в тиски регуляторами своих стран в связи со «спецоперацией на Украине», но и бизнесмены. По разные стороны океанов, в разных частях Европы от предпринимателей требуют выражения деятельной позиции по «украинскому вопросу», что повсеместно приводит к разрыву цепочек поставок и изменению структуры управления компаниями.
Вице-премьер Андрей Белоусов предложил тройственный выход для иностранных инвесторов в России, где сотни компаний приостановили работу до лучших времён.
Первый вариант — если они могут смело противостоять давлению политического истеблишмента своих стран, заключается в продолжении предпринимательской деятельности на старых условиях. Он возможен при сохранении системы поставок комплектующих и компонентов для производства, поэтому не всегда может быть применён.
Второй, наиболее часто используемый — когда управление российскими производственными подразделениями иностранных компаний переходит к их российским партнёрам. Это что-то вроде временной передачи полномочий, которая заканчивается после завершения «спецоперации на Украине».
Третий — реальный уход с российского рынка, с прохождением процедуры банкротства и ликвидации российского подразделения компании, который навсегда закроет путь бизнесу в Россию — страну больших возможностей. Правительство считает такое банкротство умышленным нарушением принятых на себя обязательств.
К выражению позиции по Украине побуждаются не только иностранцы, работающие в России, но и россияне за рубежом.
Как отмечает французское издание Figaro, большинство из них сохраняет верность российскому президенту. В числе тех немногих, кто занимает противоположную позицию — предприниматель Олег Тиньков (Тинькофф-банк), который лично в большей степени живёт и работает на Западе, чем в России.
Как отмечает Forbes, за последние дни капитал бизнесмена снизился в 5.5 раз и он перестал быть долларовым миллиардером. На 1 марта 2022 года Олег Тиньков владел лишь совокупным состоянием в размере $820 млн, преимущественно составленном из стоимости личного имущества, оценки проекта La Datcha и личных инвестиций. Основной бизнес потерял 90% с началом украинских событий.
О предложениях на Западе подобному тому, что поступило от российского правительства, в западной прессе не сообщается. Хотя предприниматель не обязан иметь политическую позицию и выражать её, его роль в другом.
Схожие меры предпринимались во время последней избирательной кампании в США, где основным фактором победы кандидата стала информационная война с экономическими последствиями.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ).