Оленцеро — не Дед Мороз, но Святой в Рождественской истории басков

Сегодня в православном мире празднуется Рождественский сочельник, а Армянская апостольская церковь отмечает День Благодарения. Армян в мире в 3 раза больше, чем армян в Армении — это народ диаспоры. Это роднит армян с басками, как объединяет их и другая историческая особенность: они первыми на евразийском пространстве приняли христианство: армяне — в IV веке. а баски — в V веке.

Святой, имя которого вынесено нами в заголовок, это баскский Дед Мороз. О нём в День Волхвов (так официально называется 6 января в католическом мире) попросили меня рассказать мои ученики, которым интересно, как празднуют Рождество на моей исторической родине — в Стране Басков.

Как-то я посчитал, сколько учеников было за всю мою научно-педагогическую деятельность: 10 миллионов студентов; только дипломников-выпускников у меня было 150 человек, а учеников — многие тысячи за годы преподавания на кафедре мировой экономики, возглавляемой академиком Р. Хасбулатовым.

Мои ученики, по большей части, иностранцы, значительная часть — руководители в своих странах. Например, в ряде стран Юго-Восточной Азии мои ученики заняли должности министров, а некоторые из них даже стали зампредами совмина своих стран. Для многих из них Рождество — это особый праздник, который отмечается в католическом мире с 24 на 25 декабря. Это праздник погружения вовнутрь себя, в семью, когда люди группируются вокруг семейного очага, родового камина и стола в родовом доме.

Оленцеро - не Дед Мороз, но Святой в Рождественской истории басковНо Оленцеро — это не только баскский Дед Мороз, но и тот дух предков, который оповестил первородных басков в их заснеженных жилищах (касерио) о приходе к людям великого Кишми — Иисуса Христа. В первом варианте баскской мифологемы он символизирует дух гор.

В этот день баскам надлежит в семейном камине сжечь все дрова, а вместе с ними и все старые, ненужные и вредные привычки и размышления уходящего года. Пепел выносится перед домом и разбрасывается.

Затем добрые люди, переодетые в праздничные одежды духов, кружатся в танце, поют народные песни. одаривают детей сладостями, заходят в дома, обнимают, целуют и прижимают к сердцу.

Начало рождественских каникул — празднеств, приходится на 21 декабря с ярмарки Сан Томас, которая по традиции проходит в нескольких городах и селениях Страны Басков. Самый большой вертеп — наверное, самый большой в Испании и Европе, по традиции создаётся в столице Страны Басков Витория-Гастейс (Vitoria-Gasteiz).

Баски — удивительный народ, склонный к веселью и любитель вкусно поесть. Это народ, призванный своей трудной историей веселиться и радоваться Carpe diem («лови момент», из оды Горация).

Не буду скрывать: я — баск по рождению, но в моём воспитании и обучении главным лейтмотивом было стремление познать баскскую культуру и историю больше, чем через её духовность — через гастрономию. Я едал в Стране Басков так, как не ел нигде и никогда, ни в каком ресторане или на приёме, ни в каком элитном замке.

По традиции и по слухам, так ели в Новой истории только в доме Талейрана. Историческая память трепетно хранит анекдот, связанный с именем этого великого человека — знатока ценности застолья. К Шарлю Морису, князю Беневентскому в предобеденный период напросился на беседу крупный деятель европейской дипломатии. Опытный хозяин видя, что гость не уходит в ожидании приглашения к столу, призвал своего управляющего и громко в присутствии посетителя произнёс: «Дружище, как только наш гость уйдёт, можете накрывать на стол».

В Стране Басков 21 ресторан — больше, чем где-либо в Испании и в Европе, обладает гастрономическим «оскаром» — звездой Мишлена. Заметьте, что из этих 21 ресторана 6 обладают трижды заветной звездой. Самое курьёзное в этой истории то, что гастрономический бум в Стране Басков начался тоже в Рождество 1940 года, когда ещё молодой Арцак (сейчас ему почти 100 лет) применил в приготовлении блюд метод, вошедший в историю гастрономии как «баскский метод Новой кухни» — сочетать несочетаемое.

В приготовлении блюда обязательно наличествовало и острое, и сладкое. и солёное, и кислое. Одновременно блюдо не должно было вызывать у посетителя ресторана отторжения. Главное в Новой кухне — это поразить едока оригинальностью вкусового сочетания. Цель всегда одна: блюдо должно вызвать вкусовой оргазм.

Рождество в Стране Басков — не просто Рождество, как в других католических станах. Это праздник обновления, радости, светлого и тихого чувства не выспренней, но жгучей любви к ближнему. Баск никогда не будет отмечать Рождество в одиночестве. Пусть хоть внучатый племянник или двоюродная тётка будет сидеть у него за столом.

Откуда это у басков — науке не известно, но известно мне: со времен Ронсенваля (778 год). А по мнению Вячеслава Иванова — этнолингвиста, ещё 60 тысяч лет назад баски сформировались как этнос (у них уже тогда был общий протоязык, более древний доиндоевропейский язык старше санскрита), и с момента своего образования они очень бережно относились к родоплеменным отношениям, которые, несмотря на всю дикость и зоологизм техногенной эры, пытаются сохранить до наших дней.

Сегодня я иду в Храм Христа Спасителя на службу православного Рождества и буду стоять там и молиться за свою семью (любимую жену, ненаглядных детей и за всех 5 тысяч Ландабасо и 7 тысяч Ангуло, а также за мою любимую Эмму, которая остаётся мостиком и путеводной звездой, которая вела меня всю жизнь по заснеженным степям Великой Московии).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку