Умер Руслан Хасбулатов — последний из плеяды реформаторов

Вечером 3 января 2023 года на своей подмосковной даче в Ольгино ушёл из жизни Руслан Имранович Хасбулатов; ему было всего 80 лет. Говорить мне о нём — всё равно что говорить о самом близком человеке: сложно, непросто и подчас невозможно.

Руслан Хасбулатов, несмотря на зверское обличье, которое придала ему тоталитарная пресса, был прекрасным семьянином, трепетным мужем, прекрасным отцом и хлебосольным хозяином, умевшим принимать гостей. Был ли он хорошим другом — не знаю, но авансы и обещания он давал направо и налево.

Я не стесняюсь говорить, что этого человека я знал более трёх десятилетий, из которых четверть века верой и правдой служил в качестве профессора возглавляемой им кафедры мировой экономики РЭУ им. Плеханова.

Хочу заметить, что когда меня приглашали читать лекции и работать в другие места, в том числе в престижные ВУЗы Москвы, узнав, что я — профессор кафедры Хасбулатова, мне по какой-то причине (уже дав предварительное «добро») отказывали. И тем не менее, я как крейсер «Варяг», шёл до конца. Я никогда и ни при каких обстоятельствах не изменял своим взглядам, принципам и человеческим отношениям, всегда считая, что прослыть «продажной девкой империализма» — последнее дело. В конце концов, я — не продажный политик, а «московский студент», как говорил профессор Преображенский.

Всё, что я сделал для кафедры и лично для Хасбулатова, пусть останется между нами, пусть всё это возьмёт с собой Руслан в свой Вечный путь. Этот человек (а это человек, а не миф) останется в нашей памяти только как человек, который пытался сделать добро людям, но будучи земным существом, а не инопланетянином, он попал в то положение, в какое ему было предначертано попасть Провидением.

Руслан Хасбулатов — человек, фигура не просто планетарного масштаба, а волею судеб поставленный в такое положение и на такое место в истории, которое подвигло его к поистине трансцедентальным телодвижениям.

С одной стороны, этот человек был призван переделать то, что переделать невозможно. Он это знал прекрасно. Более того, он знал, что ему, возможно, придётся положить за такую попытку жизнь, и не только свою, но и членов своей семьи.

С другой стороны, он понимал, что он — чеченец, и каким бы ни был он «своим», но он останется чужаком в истеблишменте до конца своих дней. Связь со своей исторической родиной он бережно хранил, поэтому и будет предан земле в родовом селе Толстой-Юрт.

Хасбулатов рассказывал мне о своём княжеском происхождении. Ведь на самом деле его фамилия, под которой мы знаем его, была присвоена его отцом в далёком Казахстане, куда их семью, как и семьи других вайнахов, сослал Лаврентий Берия во время войны, опасаясь (не без основания), что вайнахи могут «подняться» и провозгласить устремления, идущие в разрез с линией партии.

Все мифы про «белого коня», про «белую бурку», про «белую папаху» и «золотую шашку», якобы подаренную аксакалами Гитлеру — это вымысел, сварганенный в недрах известного заведения, где на службе были весьма неглупые люди, которыми бы могла гордиться страна, будь они применены на более творческих поприщах, например, на благо народа, страны и её процветания.

Что касается «золотой шашки», то оружие очень ценится в чеченских кругах и сам Руслан Имранович обладал прекрасной коллекцией национального оружия, которое мне с гордостью демонстрировал. Подобные коллекции, по его словам, есть в каждой чеченской семье, они передаются из поколения в поколение.

Хасбулатов был верен национальным и семейным узам. Я помню, как он переживал, чтобы устроить своих ближайших родственников в хорошее место, хотя бы в Центробанк. Никогда не забуду всю историю с так называемым «треугольничком» на его письме на имя руководителя администрации президента Ельцина с просьбой прикрепить его и его семью к Кремлёвской поликлинике.

Анатолий Чубайс может рассказать, что появилось на этом «треугольничке» (он прикрепляется по законам чиновников  и на нём пишут на прошениях подателей красными или синими чернилами в зависимости от одобрения или отказа), потому что именно он и дал ему после консультации с Ельциным «добро» на прикрепление.

Руслан Хасбулатов был честен для «своих» и бесчестен для других. Он, как истинный политик, научился лавировать и не всегда действовал «впопад». Иногда Акела промахивался. Но у Хасбулатова было одно качество, которое было присуще только ему из числа всех реформаторов, из которых уже ни одного не осталось в живых: верность исламу. Руслан Имранович был глубоко верующим человеком, хотя умело это скрывал и когда надо — рядился в тогу атеиста и даже, как ни странно, православного. Во всяком случае, он с пониманием относился к высоким сановникам от церкви, и его толерантность зачастую вызывала оторопь.

Хасбулатов написал уйму книг, ярко, с болью и откровенно повествовал о заговоре и государственном перевороте, который совершили спецслужбы под эгидой тёмных сил, стоящих на службе западной фамилии «Дзанкада». Не мне судить, прав ли был Хасбулатов или виноват, что не поднял народ против Ельцина осенью 1993 года. Ясно одно: он — чеченец, оказался единственным из них в истории человечества, допущенным до лабиринтов Кремля. Там он был не тупым исполнителем чьей-то воли, но актором, демиургом и действующим лицом.

Россия может гордиться человеком, который тщетно пытался в тоталитарной стране, где заправляли элементы симбиоза криминала и спецслужб, построить парламентскую республику и где, как справедливо говорит писатель Акунин, есть два варианта создания государства: либо единоличная власть, либо демократическое общество. Но можно подумать, что где-то дело обстоит иначе?! Другого не дано!

Светлая память Руслану Хасбулатову — мужественному человеку, чеченцу, который шёл на заклание, чётко понимая, что построить парламентскую республику в стране, где за его спиной аппарат контроля находится в руках у людей с тоталитарным мышлением и тоталитарным прошлым, невозможно.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку