Опера Орфей (Орфей и Эвридика) – это сюжет, который связывает культуру многих веков. Он ведёт начало от древнегреческого эпоса, впитывает в себя веяния эпохи европейского классицизма, романтизма, и возвращается к современному слушателю в виде актуальных театральных постановок.
Опера в трех редакциях
«Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787) была создана 255 лет назад (1762 год) и положила начало оперной реформе композитора. Глюк объявил о подчинении музыки драматическому действию, наметив конец эпохи «декоративной» оперы. Однако, создав оперное сочинение по мифологическому сюжету, композитор не смог полностью освободиться от условностей оперного жанра своего времени.
На премьере, которая прошла в Вене в октябре 1762 года, опера прозвучала на итальянском языке. Партия Орфея была отдана певцу-кастрату с высоким тембром контр-альта (в ней предстал известный певец Гаэтано Гуаданьи), ожидаемый трагический финал истории об освобождении любимой супруги Эвридики из царства мертвых был заменен счастливым, для чего потребовалось ввести в сюжет бога любви Амура.
Оставшись недовольным результатом работы, Глюк вернулся к «Орфею» в 1774 году и сделал вторую редакцию оперы. Было создано новое либретто, в этот раз на французском языке. В премьере 2 августа 1774 года в Королевской академии музыки Парижа в партии Орфея предстал певец-тенор. Отдавая честь французской публике, питавшей особую страсть к танцевальным номерам, Глюк вставил в оперу легендарный Танец фурий, а также значительно расширил музыкальную часть сочинения. Именно во второй редакции сочинения появилось знаменитое соло флейты, сопровождающее путь Орфея в царство блаженных теней.
«Мелодию» из оперы «Орфей и Эвридика» в авторском переложении для фортепиано исполняет Сергей Рахманинов (запись 1925 года):
Третья редакция оперы появилась спустя 85 лет (1859) и принадлежала перу Гектора Берлиоза. Французский композитор высоко чтил музыкальное наследие Глюка, пропагандируя его творчество. Редакция «Орфея и Эвридики» была создана для представления в «Лирической опере» Парижа. Сохранив неприкосновенным замысел Глюка и объединив лучшие достижение двух версий сочинения, Берлиоз поставил во главу угла роль Орфея, что обозначил в названии редакции, убрав из него имя Эвридики. В главной партии выступила великое меццо-сопрано XIX века Полина Виардо, положив начало традиции выступления в данной партии именно певицы-женщины.
О постановке театра Покровского
«Орфей» Глюка-Берлиоза был впервые представлен в театре им. Покровского 17 декабря 2016 года, мы писали об этой премьере. Дирижером-постановщиком спектакля выступил Геннадий Рождественский, режиссуру и хореографию поставил Михаил Кисляров.
Постановкой руководит дирижер Дмитрий Крюков – приглашенный дирижер Большого театра, дирижер Государственной академической симфонической капеллы России. В преддверии спектаклей октября 2017 года Дмитрий дал культурно-политическому журналу «Э-Вести» комментарий о постановке, обозначив актуальность более чем 200-летнего сочинения для современного слушателя:
«Музыка удивительной глубины и простоты, будет доступна любому слушателю. Неискушенный, впервые пришедший в театр человек сможет наслаждаться простотой и совершенством гармонии и мелодии, услаждая свой слух. Искушенный слушатель сможет найти для неисчерпаемые глубины философской мысли, рассуждения о проблеме выбора в жизни каждого из нас, о том, что находит ищущий, а вознаграждается тот, кто верен своему идеалу, о миссии любви, ее всепобеждающей силе.
Берлиоз несколько адаптировал оркестровку оперы к современным ему и нам инструментам, а также отдал заглавную партию Орфея женщине — меццо-сопрано. На премьере эту партию исполняла знаменитая Полина Виардо».
Певица-возлюбленная знаменитого писателя Ивана Сергеевича Тургенева, безусловно, внесла немалую лепту в популярность оперы, представив Орфея. Сегодня её партию в опере Орфей театра Покровского исполняет Ирина Курманова.