Свой первый оперный шедевр Сережа Прокофьев написал в 9 лет. По-детски наивное, но по-взрослому серьезное произведение открыло ему путь в мир большой музыки, где он спустя десятилетие заявит миру о себе как новом гении ХХ века.

В семье Прокофьевых всегда звучала музыка. Мария Григорьевна Прокофьева (урожденная Житкова) прекрасно играла на рояле и часто исполняла дома произведения Шопена и Бетховена. Маленький Сережа в эти моменты подходил к инструменту и пробовал подыгрывать маме. Заметив интерес сына к музицированию, Мария Григорьевна научила его играть. В 5 лет юный музыкант преподнес семейному кругу свое первое сочинение «Индийский галоп».

Семья Прокофьевых жила в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (современная Донецкая область), где глава семьи работал управляющим. В 1900 году, когда Сереже было 8 лет, семья выехала на новогодние праздники в Москву и ребенка впервые сводили в оперный театр. «Фауст» Гуно и «Князь Игорь» Бородина стали настоящим откровением для Сережи, а успех музыкального театра закрепил балет «Спящая красавица» Чайковского. По возвращению домой мальчик бескомпромиссно сообщил матери: он начинает работу над оперой.
Работа над оперным первенцем продолжалась 4 месяца. Либретто, первоначально задуманное в стихах, помогали создавать друзья юного композитора. Сюжет оперы отец Прокофьева назвал «революционным»: главные герои боролись против Великана, олицетворяющего мир взрослых, и побеждали его. В произведении были выдержаны все каноны оперного жанра: арии и ариозо главных героев, дуэты и инструментальные номера, увертюра и финал.
После завершения партитуры композитор впервые в жизни столкнулся с цензурой в лице матери. Мария Григорьевна под предлогом подготовки нот к исполнению переписала оперу, вносила в нее правки и даже пыталась переставлять эпизоды местами. По желанию цензора оперу посвятили тете Тане, младшей сестре мамы. Композитор был не согласен с посвящением, но упоминание многочисленных подарков от родственницы умилостивило его.
Окончание работы над оперой было отмечено фотографированием на память. Та самая тетя Таня отвела мальчика к фотографу, который запечатлел его, как подобает настоящему композитору, сидящим около фортепиано. На листке, стоящем на пюпитре, знакомый каллиграфист вывел надпись: «Опера Великан, соч. Сережи Прокофьева».

Премьера произведения состоялась годом позже, летом 1901 года. Прокофьевы приехали в гости к Раевским в их имение в Калужской губернии. На подготовку оперы потратили один день. Роли исполнили сам Сережа, его двоюродный брат и сестра. В роли Великана выступила тетя Таня. Сопровождение за фортепиано организовал еще один двоюродный брат. Спектакль прошел с грандиозным успехом.
Дядюшка Раевский, очень довольный представлением, смеясь и по привычке дёргая себя за нос, сказал: «Ну, Сережа, когда тебя будут давать на Императорской сцене, помни, что первый раз твоя опера была исполнена у меня в доме!»
Воспоминания Сергея Прокофьева из автобиографии
Спустя полгода Сережу Прокофьева с оперой «Великан» показали Сергею Ивановичу Танееву. Прослушав мальчика, он рекомендовал тотчас начать систематическое обучение музыке и композиции. Первые уроки по просьбе Танеева юному дарованию давал Рейнгольд Глиэр, который приезжал в Сонцовку летом два года подряд.
А уже в 1904 году 13-летний Сергей Прокофьев предстал перед вступительной комиссией Петербургской консерватории. На суд взыскательных педагогов он представил две папки собственных сочинений, в том числе уже 4 оперы и 2 фортепианные сонаты.
Первая опера «Великан», о которой Прокофьев спустя годы с большой теплотой вспоминал в своей автобиографии, сохранилась только в фрагментах. Ее клавир хранится в Центральном государственном архиве. В 1990-е годы оперу реконструировали и многие детские театры ставили ее на своих сценах, отдавая честь детскому гению Сережи Прокофьева.
Реконструкция «Великана» в Михайловском театре адресована детям, но поднимет настроение и любому взрослому. Ведь все мы когда-то были детьми.
Действительно, в детях таятся иногда удивительные таланты, а задача взрослых – дать им раскрыться. Родители Прокофьева в это отношении были удивительно мудрыми людьми.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения