Опера «Золото Рейна», исполненная без декораций 28 сентября 2017 года оркестром и солистами Мариинского театра в Концертном зале Чайковского, стала особенным музыкальным событием в культурной жизни Москвы. На него съехались депутаты, члены правительства, Совета Федерации, дипломаты, бизнесмены и интеллектуалы. Билетов было не достать уже за несколько недель.
Повышенное внимание к постановке объяснимо – во-первых, опера Вагнера «Золото Рейна» из тетралогии «Кольцо нибелунгов» исполняется у нас нечасто. Во-вторых, Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра давно завоевали мировое признание исполнением оперы. «Дом Вагнера» — говорят о Мариинке.
«Золото Рейна» — это два с половиной часа без антракта, что требует от зрителей определённой физической выносливости. Но в данном случае, при прекрасном вокальном и оркестровом исполнении, это действо держало внимание зала с лёгкостью.
«Золото Рейна» — рождение, история создания шедевра
Немецкий композитор Рихард Вагнер (1813-1883) родился в саксонской семье актёра-любителя и полицейского по профессии, воспитывался отчимом-комедиантом. В детстве маленький Вагнер, познакомившийся с греческой трагедией и Шекспиром, сначала решил стать поэтом, но, услышав Бетховена, выбрал стезю музыканта. Эта комбинация создала неповторимый вагнеровский стиль.
Путь к тетралогии «Кольцо Нибелунгов» лежал через германские мифы и христианские легенды о чаше Святого Грааля. Всё началось с желания поставить драму о сказочном мальчике Зигфриде в Веймарском театре, о которой похлопотал друг Вагнера Ф. Лист. Но, чтобы быть понятым, Вагнеру захотелось дать предысторию сюжета, миф о Нибелунгах. Так возникло «Золото Рейна», музыкальная драма, новая форма искусства. Её законы он описал в своих критических сочинениях. По сути это означает соединение драматического и музыкального искусства на равноправных основаниях. А ведь до этого Моцарт говорил: «В опере безусловно необходимо, чтобы поэзия была послушной дочерью музыки». Но Вагнер соединил поэта и музыканта.
Философской идеей, объединяющей тетралогию, стала несовместимость жажды любви с жаждой власти и золота. Для политических игр и обогащения требуется отказ от любви и счастья. Некоторые исследователи связывают побуждение к социальной теме с влиянием идей русского мыслителя Бакунина.
Вагнер увлёкся в желании поразмышлять об обществе. Эскиз оперы был начат в 1848 году, а закончен в 1852 году под Рождество, Вагнер читал друзьям свою поэму на праздник. По мере создания в первоначальный замысел вносились коррективы, и, закончив две драмы, автор осознал, что требуется ещё углубление. «Нужно, чтобы каждый самопроизвольный ум с помощью органов художественного восприятия мог охватить эту картину в целом, ибо только таким путём он может верно уловить смысл каждой детали», — писал Р. Вагнер. В результате «Кольцо Нибелунгов» выросло из Веймарского театра и возникли трудности в его постановке.
«Золото Рейна» — премьера, опера со сложной судьбой
«Золото Рейна» было впервые поставлено на родине композитора в Германии в 1869 году как отдельное от тетралогии произведение, чем вызвало нарекания Вагнера. Спустя 17 лет справедливость была восстановлена, и на первом вагнеровском фестивале в Байрёйте после исполнения «Золота Рейна» прозвучал весь цикл о нибелунгах. Увы, после смерти Вагнера его произведение нередко разрывается на части и ставится порознь – шутка ли для зрителя выдержать 15 часов музыки.
В начале XX века тетралогия стала ставиться в Европе: Парижская национальная опера представила её на французском языке. В 1905 году вагнеровская работа была поставлена в России, по-русски. Мариинка с 2003 года поёт по-немецки, впервые на русской сцене.
Кроме России, Гергиев привозил вагнеровское произведение в европейские театры. В том числе, постановка всего «Кольца Нибелунгов» была показана за 4 дня в Ковент Гардене.
Опера время от времени появляется на других подмостках Европы. В том же 2003 году в Королевской Опере Копенгагена была дана постановка Каспера Бех Холтена, премьера которой прошла в присутствии королевы Маргариты. Здесь в «Золото Рейна» были введены другие персонажи тетралонгии – например, Брунгильда, и опера была значительно осовременена. Это – довольно частое явление в современном европейском культурном пространстве.
Так, на фестивале в Байрёйте 2013 года была представлена опера «Золото Рейна» в постановке Франка Касторфа. Она содержала голливудские элементы, сосиски на гриле и новый персонаж – элитную проститутку.
На фестивале в Руре в 2015 году прошла премьера «Золота Рейна» Теодора Курентзиса и Йохана Симонса с элементами обнаженки. Там было много театрального и всем запомнился бассейн, в котором плескались современного развязного вида нибелунги и русалки, и поневоле из него орошались зрители.
Мариинский театр – это не только профессионально, но и пристойно. И маэстро Гергиев обнадёжил московских меломанов заявлением: «Я не исключаю, что за «Золотом Рейна» здесь могут прозвучать все остальные оперы «Кольца».
Краткое содержание
«Похищение Золота Рейна» — это пролог к трилогии «Валькирия», «Юный Зигфрид», «Смерть Зигфрида», это драма о богах, идущая параллельно с драмой о человеке – герое Зигфриде. Центральный персонаж драматического сюжета – это глава богов Вотан, представитель современного Вагнеру духа, который пытается любить и одновременно быть эгоистом, сконцентрировав в своих руках власть и богатство. Желая власти, он также предчувствует и бесславный конец своего могущества. Вотан, как пишет о нём сам Вагнер, «есть обобщение интеллигенции нашего времени. Другими словами, с помощью высшего усилия разума он поднимается до понимания необходимости великой Революции, в которой должен погибнуть старый мир, он соглашается на исчезновение ради того, чтобы дать место грядущему человечеству». Но подвиг Зигфрида будет потом, а в «Золоте Рейна» царит и предчувствует гибель бог Вотан, хозяин Валгаллы.
Пролог даётся в четырёх картинах.
Первая картина – в глубинах Рейна. Это щебетание трёх русалок, стерегущих сокровища Рейна и заигрывающих с уродливым карликом-нибелунгом по имени Альберих. Они рассказывают своей жертве о том, что завладев золотом и отказавшись от любви, он может стать властелином мира. Альберих отказывается от любви и крадёт золото (Кстати, добыча золота Рейна и кольцо, выкованное из него Альберихом, отсутствовали в начальной редакции, были введены автором на позднем этапе работы). Горе карликам-нибелунгам, новый властелин мира превратит их в рабов.
Вторая картина – горные вершины, строительство замка Валгаллы для семьи Вотана и Фрики. Строительство осуществляют великаны, а плата за Валгаллу – сестра Фрики богиня юности Фрейя. Потеря Фрейи отнимет у богов молодость и власть, поэтому Вотан и не думает отдавать её, надеясь на своего министра – полубога Логе. Логе пообещал найти замену, но вернулся ни с чем, великаны забирают Фрейю.
В то же время, он принёс рассказ о карлике Альберихе, завладевшем золотом Рейна. Русалки попросили Вотана через Логе вернуть им золото. Это единственное, что достаточно ценно для великанов, чтобы они вернули Фрейю. Вот только Вотан сам возжелал стать властелином мира.
Он когда-то познал счастье любви, за свою супругу Фрику он однажды отдал свой глаз. Но теперь супружество тяготит Вотана, и, пережив разочарование в быстротечной любви, царь богов загорается честолюбием. Но не получит абсолютной власти тот, кто не отказался от любви.
Третья картина – подземелье карликов-нибелунгов. Стонут карлики, они теперь неустанно работают для преумножения богатств Альбериха. Даже брат властелина – кузнец Миме – жестоко обижен им. Мима рассказывает Логе, в чём кроется секрет могущества Альбериха – это кольцо власти и шлем, позволяющий ему принимать любое обличье. Логе уговаривает нибелунга превратиться в маленькую жабу, а сам забирает золото и крадёт символы власти. Карлик проклинает всех следующих владельцев золота.
Четвёртая картина – снова горные вершины. Великаны забирают золото, и один тотчас убивает другого ради добычи. Фрейя снова свободна, боги снова молоды, въезжают в Валгаллу, но с предчувствием конца своей власти.