Отельный бизнес оправляется от рецессии, но рост рынка неустойчив

Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм) прогнозирует 15% рост туризма в 2016 году, главным образом за счёт внутреннего туризма, но также и с учётом въездного. Чтобы достичь показателей, ведомство провело множество мероприятий программы «Посети Россию» (“Visit Russia”), представляющих страну на отечественных и международных выставках, и заключило контракты с другими странами по перекрестному туризму. Сегодня Россия вошла в десятку лучших туристических достопримечательностей мира.

Правительство уделяет внимание туристическому рынку, поскольку развитие этого рынка приносит пользу экономике в целом, но особенно отдельным её секторам. В среднем в мире доля туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 10%, а в России – только 1.5% (на конец 2015). Здесь сокрыт стратегический потенциал для развития страны, который может быть использован в последующие несколько лет.

Для того чтобы понять, что извлекают рынки и компании из развития туризма, “Э-Вести” попросили экспертов прокомментировать результаты 2016 года для отельного и туристического бизнеса. По данным рабочей группы Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по гостиничному делу и туризму, восстановление рынка в 2016 году в России стало очевидным по сравнению с двумя последними годами. Это касается среднего и высокого ценовых сегментов, где теперь появляется возможность скорректировать цену с учётом инфляции и других расходов.

Но самое интересное – это понимание внутренних процессов, и Армин Эберхард, глава рабочей группы АЕБ и генеральный директор Ренессанс Москва Монарх Центр Отель, любезно поделился с нашими читателями информацией, как туризм влияет на рынок.

ЭВ: Складывается впечатление, что в отельном и туристическом бизнесе в 2016 году наступило улучшение, так ли это?

Армин Эберхард: В 2016 году в Москве мы видели увеличение спроса в бизнес-туризме, в т.ч. в его корпоративном сегменте, связанном с проведением  конгрессных мероприятий. Но самый большой рост замечен в туризме, как виде отдыха. Существенно увеличился спрос на внутренний туризм, здесь основными благоприобретателями стали Москва и Санкт-Петербург, а также Казань.

Кроме того, из-за слабости валют у нас наблюдался повышенный спрос из-за рубежа, прежде всего из Ирана, Китая и Индии. Это были туры в Москву и Санкт-Петербург. Кстати, в плане туризма Москва зависит от Санкт-Петербурга. Потому что туристы могут съездить в Санкт-Петербург, и затем вернуться домой, в Москву же ездят после северной столицы, если имеется дополнительная возможность.

Отельный бизнес все еще пытается урегулировать ценообразование на базе реального курса рубля. Нам нужна коррекция около 40% вследствие девальвации национальной валюты, чтобы прийти к той же прибыли, что мы имели три года назад. Мы не осмеливаемся на коррекцию сейчас, потому что конкуренция не позволяет так повышать цены. Это постепенный процесс, он проходит в течение длительного времени и, как правило, при помощи особых событий. Для этого должен вырасти спрос.

К примеру, Кубок Мира 2018 даст такую возможность крупным городам, как Санкт-Петербург и Казань, потому что увеличенный спрос в это время позволит им поднять цены. Пусть они затем останутся не такие высокие, как во время самого мероприятия, но выше, чем теперь. Мы должны быть в состоянии скорректировать минимальную цену для достижения прибыльности нашей работы.

На данный момент рынок восстанавливается, и я верю в то, что в 2017 и 2018 годах конъюнктура рынка позволит скорректировать падение рубля.

ЭВ: Я думаю, что в отельном бизнесе Вы должны смотреть на шаг вперед, и составлять среднесрочный и долгосрочный планы. Что ожидается в будущем?

Армин Эберхард: По той причине, что мы не производство, наше планирование короче, и мы составляем бюджет на 12 месяцев.

Мы не знаем, как поменяется цикл, что в течение года произойдёт с валютой или экономической средой. Наша себестоимость может резко измениться, а она формирует 30-40% от общего объема затрат. Вторая по величине статья расходов – стоимость продажи: продукты питания, стоимость предложения за номер. Она очень изменчива, потому что большая часть еды импортируется, и цена зависит от иностранных валют.

Таким образом, мы ограничиваем себя в прогнозировании. Очень немногие крупные конгрессные контракты подписаны дольше, чем на год. Но в особых случаях наши гости могут попросить нас взять на себя обязательства на полтора или два года вперед.

ЭВ: Ожидаете ли вы восстановления в среднесрочной перспективе?

Армин Эберхард: Это все еще немного туманно.

Летом 2016 года наблюдался большой рост спроса. Он создал больше уверенности во всем городе, и мы смело увеличили прогноз на последний квартал 2016. Бюджет на 2017 год мы приняли в сентябре, и были уверены, что после хорошего лета следующий бизнес-сезон будет лучше. Но в сентябре, октябре и ноябре мы снова увидели ослабление спроса. А потом декабрь оказался очень хорошим месяцем для всего города. Так что, есть еще взлеты и падения, стабильного роста пока нет.

Январь 2017 года, например, после сильнейшего декабря оказался очень слабым – почти никакой активности у корпоративных заказчиков, в проведении конференций. Отельный рынок в Москве в основном формируют бизнес-конференции. И он развивается тогда, когда активен выставочный бизнес в Крокусе или Экспоцентре. Это создаёт большой спрос в гостиницах, который даёт рост всему городу. У нас был очень медленный старт года.

Единственное направление, в котором наблюдается рост – это китайские гости, потому что в этом году ранний китайский Новый Год – в конце января. А всё остальное — тихо. На данный момент показатели не фиксируют высокий спрос, как годом ранее.

Подводя итог, нет устойчивости в оздоровлении рынка. Есть ощущение, что всё подвержено взлётам и падениям.

 

ЭВ: Как правило, в кризисные времена на потребительских рынках (автомобильном, например) доля Москвы и Санкт-Петербурга в розничных продажах растет, а доля регионов идет вниз. Теперь они видят обратное – доля регионов растет, а спрос в Москве и Санкт-Петербурге идёт вниз. Есть ли у вас что-то подобное?

Армин Эберхард: В целом, рынок Москвы по-прежнему рос в 2016 году. Причём, он всюду по городу давал увеличение по объему почти на 50%. В целом, в 2016 году я не видел роста регионов. Хотя, в некоторые месяцы так действительно было.

Москва пытается стабилизировать цены на более высоком уровне, но регионы не могут себе этого позволить. Так, в регионах предлагается лучшая цена, вне больших туристических направлений. И компании, которые хотят сократить расходы, будут это использовать. К примеру, они рассматривают возможность разместиться в «Москоу Кантри Клаб», в «Завидово», или в Сочи, вместо более дорогих московских гостиниц.

Скоро в Сочи заканчивается высокий сезон, и у них появится множество незанятых номеров. Пока это очень дорого, но вскоре они будут искать клиентов, и станут по-настоящему конкурентоспособными в отношении главных городов. Другие регионы также развиваются. Казань выстроила прекрасную сеть отелей. Они пытаются привлечь проекты извне, получить долю спроса крупных городов.

Так, Москва и Санкт-Петербург не воюют друг с другом, но вынуждены конкурировать со всей Россией. И поэтому — да, регионы становятся все важнее для экономии денег, и они могут отобрать долю рынка у крупных городов.

ЭВ: Ростуризм делает множество попыток привлечь туристов из-за границы, открывая там свои офисы. Они верят в то, что инвестируя 1 рубль в рекламу, они получают 8 от туристов, или что-то вроде этого. Я полагаю, что их усилия сказываются на вашем бизнесе?

Армин Эберхард: Мы только в начале этого пути. К сожалению, Москва уступает Санкт-Петербургу, а Россия – любой европейской стране, как въездное направление  для туризма и бизнеса. Большинство подобных инициатив в мире исходят от городов или государств: “Побывать в Лондоне» (Visit London), «Посетить Париж» (Visit Paris), «Съездить в Прагу» (Visit Prague). Все эти города плотно работают с туристическими организациями, а офисы по туризму действуют там уже на протяжении десятилетий. Они вложили миллионы в презентации на крупных выставках. Массивная реклама, ключевые федеральные источники, публикации в СМИ, теле реклама, радио… они тратят на это реальные деньги.

До Москвы я был в Праге. Пражский туристический офис потратил большое количество денег, работая с российскими СМИ. Они очень заинтересованы в российских туристах и компаниях, потому что для Праги – это один из самых больших рынков.

Россия в этом развитии сильно отстает от конкурентов. Это работает, но это долгосрочная инвестиция. Последовательный подход, презентации на крупных торговых выставках, регулярные инвестиции в рекламу в течение года и совместная работа с рынком для создания продукта и спроса: авиакомпаниями, отелями, конференц-залами.

Например, они приглашают к себе большую конференцию кардиологов, показывают им лучшие места в городе, музеи и создают для них продукт, подходящий целям специализированной конференции и досугу её участников. Этот посетитель вернется снова, если увидит, какой уровень обслуживания получил здесь для своего бизнеса. Важно понимать, что правительство предлагает ему то, что создается частным сектором. Это требует координации усилий с ним, и правительства должны уделять развитию это сектора должное внимание. Это долгоиграющий процесс, который в России только начался. Оно будет успешным при условии сотрудничества государства и бизнеса.

 

ЭВ: Есть ли разница между российским рынком, восточноевропейским и европейским?

Армин Эберхард: Я был в Венгрии, я был в Чехии… В плане развития, не думаю, что Восточная Европа – единое целое. Там есть ряд стран, которые быстро развиваются. В Румынии или Чехии, например, очень много брендов, много отелей. Я думаю, что в Восточной Европе динамика развития рынка гораздо выше, чем в Западной Европе, где рынок более насыщен, более стабилен. В странах Восточной Европы, даже там, где туризм в последнее время находится в постоянном развитии, на рынке бывают взлеты и падения.

Россия – это другой рынок. Москва вмещает 17-18 млн человек, и её рынок пока что не устоялся. Прага с 2 млн человек может конкурировать с Москвой по общему числу гостиниц. Москва крупнее любого другого города, Лондона или Парижа, но отелей здесь гораздо меньше. В прошлом году в городе было открыто очень мало отелей. Последней была гостиница «Киевская», где открылся комплекс на 700 номеров. Новых номеров в общей сложности менее тысячи, а в Лондоне каждый год появляется 2’000 номеров.

Цены в Лондоне или Париже выше, в Москве номера в текущее время дешевле, но она не останется дешёвой надолго. Конечно, Москва будет дорогим местом.

На протяжении десятилетий Москва была городом для деловых поездок, как из-за границы, так и в пределах России. Только за последние 10 лет город стал привлекательным для туристов. Он начал конкурировать с Санкт-Петербургом, хотя тот по-прежнему далеко впереди. В течение последних 3-4 лет мы наблюдали удивительное превращение Москвы. Развиваются парковые ансамбли и пешеходные зоны. Это прекрасный город. Моя жена (она испанка) сказала, что в центре города, где она работает, Москва сегодня — самый красивый город Европы.

Париж, Берлин, Лондон — устоявшиеся города, у них таких изменений больше не будет.

Туристический спрос вследствие преображения Москвы будет расти. И когда наши отношения с Европой нормализуются, мы увидим рост в сфере туризма.

Источники:

АЕБРостуризм, Renaissance Moscow Monarch Centre

Поделиться с друзьями
Subscription