Богослужение в честь Воскресения Христова начинают вечером Великой субботы и особенно торжественно продолжают в воскресенье утром. Его называют Всенощным и проводят в канун великих праздников. «Всенощное бдение» Рахманинова – музыка не для богослужения, но в миру ее значение от этого ничуть не умаляется.
Всенощное бдение: литургическое и концертное
Традиция Всенощного бдения пришла на Русь с Византии и берет свое начало от самых истоков христианства. В состав богослужения первоначально входили три части: вечерня, утреня и первый час. Он символизировали сотворение мира и грехопадение, новозаветный мир и смирение перед Господом. В процессе развития утреню перенесли после вечерни, а традиция службы всю ночь прекратилась, хотя и сохранилась в названии Всенощной.
Всенощная включает гимны и псалмы, тексты для которых писали великие патриархи христианства Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и другие. Так как Всенощные служат перед крупными праздниками, то в них есть изменяемые распевы, посвященные тематике праздника.
На Руси Всенощные начали служить примерно в XI веке. Первоначально в них входили архаичные одноголосные знаменные распевы. В XVI веке на смену им пришло многоголосное пение.
Традиция Всенощного бдения на рубеже XIX-XX веков нашла отражение в творчестве русских композиторов. Свои варианты службы написали Чайковский, Рахманинов, Архангельский. Эти произведения, чаще всего, не поют в храмах. Из-за некоторых отхождений от канонов их принято считать концертными произведениями, хотя по силе воздействия они столь же пронзительны, как церковное богослужение.
Опора – в вере
Сергей Рахманинов написал «Всенощное бдение» за два зимних месяца 1915 года. Первая Мировая война стала большим потрясением для композитора. Изменился привычный уклад жизни: все зарубежные гастроли были отменены, выступления в России сократились. Рахманинов откладывает работу над уже начатыми партитурами и обращается к духовной музыке.
Этим обращением Рахманинов во многом обязан деятельности Степана Смоленского (1848 – 1909) – русского музыковеда, палеографа, хорового дирижера. В Московской консерватории, а далее в Петербургском университете Смоленский читал курс истории древнерусского певческого искусства. Партитура «Всенощного бдения» посвящена именно Смоленскому.
Новое произведение, впервые прозвучавшее в Москве в марте 1915 года, было встречено необыкновенным духовным подъемом. После премьеры сочинение для хора a capella было исполнено еще пять раз – небывалый успех для того времени.

«Всенощное бдение» стало последней крупной формой, созданной Рахманиновым в России. Вскоре произойдет Октябрьская революция, он покинет Родину и замолчит как композитор на долгие 10 лет. А «Всенощное бдение» попадет под запрет и будет ждать своего часа вплоть до 1960-х годов.
Жанровые истоки
Опорой для «Всенощного бдения» для Рахманинова стал одноголосный знаменный распев. Рахманинов использовал в произведении подлинные мелодии церковных распевов. Только 5 частей из 15 написаны на авторские темы. Определить их на слух невозможно: композитор полностью принимает стилистику, настроение и особенности старинных песнопений.
Это не удивительно – знаменный распев был частью композиторского почерка Рахманинова. Его Первая симфония, фортепианные концерты пронизаны интонациями знаменного распева, что и придает им ту неповторимую связь с самим сердцем русской культуры.
В этом произведении есть и отголоски работ старших коллег по композиторскому цеху: хоровых сцен из опер Мусоргского и Римского-Корсакова, духовых сочинений Чайковского и Кастальского. Здесь мы слышим и подражание колокольным звонам.
«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова – светская музыка, но ее глубина и подлинно христианский посыл как нельзя лучше настраивают на самый светлый праздник христианского календаря. Христос Воскресе!
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения