24 марта 1900 года родился советский тенор Иван Козловский. В день рождения певца предлагаем вспомнить некоторые моменты его личной и творческой биографии.
«Хорошо поёт, сволочь Козловский»
Иван Козловский еще при жизни заслужил множество восхищенных откликов. Из этой массы особенно выделяется краткая фраза Фёдора Шаляпина: «Хорошо поёт, сволочь». В ней, пожалуй, как ни в какой иной, скрывается все об этом великолепном теноре и непростом человеке: божественный талант, искрометный юмор, непростой характер, простота и человеколюбие.
Вокальные данные Козловского были даны ему природой и Богом. С детства выступая в церковном хоре, он не мыслил себя без пения. Когда в 1917 году он пришел в Музыкально-драматический институт в Киеве и заявил приёмной комиссии: «Вы меня послушайте и поймёте, что надо брать!», комиссия усмехнулась: «Нашёлся Собинов». Козловский тогда первый раз услышал про Собинова. А комиссия действительно его приняла учиться бесплатно.
Кстати, про Собинова. Козловский был его преемником в Большом театре. Услышав пение Ивана Козловского, Леонид Собинов передал ему все свои костюмы. А вскоре после этого сорвал голос прямо посреди спектакля. Козловский, вышедший на его подмену, ожидал освиста от собиновских поклонников, но покорил их с первой ноты.
Козловский пел в Большом театре с 1926 года, начав свою карьеру с ведущих теноровых партий. Его репертуар был широк и включал множество ярких сценических ролей. Были среди них те, что навсегда остались закрепленными за Козловским. Борис Покровский писал: «Среди большого списка великолепно исполненных ролей есть в творческой биографии И. С. Козловского и подлинный шедевр — образ Юродивого в опере М. Мусоргского „Борис Годунов“. Создание классического образа в оперном театре явление очень редкое…». Отметим и другие яркие работы Ивана Семёновича: Ленский из «Онегина» Чайковского, прокофьевский принц из «Трёх апельсинов», Берендей из «Снегурочки» Римского-Корсакова, посланник Грааля в «Лоэнгрине» Вагнера. Прозрачный, по-настоящему серебряный тембр голоса Козловского как нельзя лучше подходил для создания образов этих героев.
Нельзя не вспомнить исполнение Иваном Козловским духовной музыки И.С. Баха, Рахманинова, Чеснокова. Его интерес к народной украинской песне был не только вокальным, но и исследовательским – певец активно собирал национальный фольклор и обрабатывал его. Знаменитый романс «Я встретил вас» — это результат его музыкальных поисков.
«Козловитяне» и «лемешисты»
Вспоминая Ивана Козловского нельзя пройти мимо истории их соперничества с другим великим советским тенором Сергеем Лемешевым. Какого-то особого противостояния между ними не было. Козловский активно способствовал приему Лемешева в труппу Большого театра. Несмотря на то, что Козловский и Лемешев имели пересечения в репертуаре, в целом их образы в театре были разные: Козловскому более удавались характерные роли, Лемешеву – лирические. Конфликты возникали между поклонниками, точнее поклонницами певцов, которых стали именовать по фамилиям кумиров «козловитянами» и «лемешистами». Курьезные истории с освистами чужого кумира, обмороками и выпадениями из лож, не говоря о дежурствах у подъездов Большого давно стали классикой.
Отметим, что главный зритель страны – Иосиф Сталин – был «козловитянином» и мог посреди ночи пожелать слушать «нашего хохла». Иван Семёнович очень страдал от этого, так как его вытаскивали из постели в любой час ночи и заставляли петь без распевки, что не лучшим образом могло сказаться на голосе. Есть свидетельства, что однажды Козловский прикинулся простуженным перед вождем народов при очередном ночном концерте. Тогда Сталин и Берия сами исполнили ему «Сулико».
Иван Козловский до конца жизни сохранил чувство собственного достоинства и юмора, любил розыгрыши, женщин и лошадей, каждое утро делал крест на гимнастических кольцах и не пил лекарств. Свой последний концерт он дал в 87 лет. Великий русский тенор умер в Москве 21 декабря 1993 года.
По материалам: Чтобы помнили, Бельканто, Мир новостей