Президент Республики Панама Хуан Карлос Варела провёл презентацию возможностей своей страны для российского бизнеса в рамках Российско-панамского бизнес-форума ТПП РФ. Одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества – это туризм.
Для развития деловых контактов России и Панамы не хватает информированности потенциальных партнёров двух стран и прямых рейсов, но проблема может быть решена в ближайшие несколько лет. «Туризм – это одна из тех отраслей, которые могут исправить ситуацию», — сказал заместитель Министра иностранных дел Республики Панама Луис Инкапье. Слова панамской делегации звучали так: «Дай Бог, мы будем иметь прямые рейсы в Россию».
Панама – это возможность посещения пляжей Карибского бассейна, которая может стать альтернативой близлежащим странам. Но прямого авиасообщения между столицами пока нет, хотя разговор о нём возникал ещё в 2013 году. Президент Хуан Карлос Варела сказал: «Мы надеемся дать людям эту возможность в ближайшие годы… В Панаме обосновались китайцы, и мы видим много туристов из КНР. Мы хотели бы иметь то же из России», и попросил авиакомпании, осуществляющие рейсы на Кубу, подумать об открытии панамского направления. Это Аэрофлот, Азур Эйр и Нордвинд Эйрлайнз. Также президент говорил о том, что некоторые туроператоры выразили готовность переориентировать турпоток с Доминиканы на Панаму.
Панамцы, план которых по привлечению инвестиций составляет $20 млрд, готовятся к русским и уже приступают к обучению своих детей русскому языку. Эта страна с 4 млн населения и ежегодным ростом ВВП около 6% говорит о том, что она может стать воротами России в Латинскую Америку, потому что здесь пересекаются основные пути, связывающие американские континенты.
В 2017 года товарооборот России и Панамы составил $24.5 млн, но он может быть существенно увеличен за счёт новых проектов. Во-первых, накануне форума пришло известие о победе российских компаний «Энерголатина» и «Главзарубежстрой» в тендере на электростанции Панамы (город Давид). Во-вторых, по словам главы Торгово-Промышленной палаты С.Н. Катырина: «Российским предприятиям есть, с чем выйти на рынки Панамы». Помимо туризма, это фармацевтика, строительство, инфраструктурные и транспортные проекты.