XVI Московский Пасхальный фестиваль под художественным руководством Валерия Гергиева традиционно стартовал в Пасхальное воскресенье 16 апреля 2017 года и соединит этот праздник с Днем Великой Победы 9 мая. За три недели участники фестиваля дадут огромное количество концертов, охватив более 20 регионов страны.
В этом году фестиваль приурочен к 135-летию со дня рождения русского композитора Игоря Стравинского и включает в свою программу его сочинения.
Великий Игорь
Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) – композитор, пианист, дирижер, один из крупнейших музыкальных деятелей ХХ века. Занимался музыкой с детских лет, брал уроки композиции у Римского-Корсакова. Большую известность композитору принесло сотрудничество с Сергеем Дягилевым, в «Русских сезонах» в Париже которого были поставлены его балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», составившие композитору мировую славу.
Жизнь Стравинского разделяется на два периода – русский до 1910 года и зарубежный. Вторую половину жизни провел в Швейцарии, Франции и США, имел французское и американское гражданство. Посетил СССР только в 1962 году, дав по приглашению советской стороны несколько концертов в Москве и Ленинграде по случаю своего 80-летия.
Творчество Стравинского удивительно по своей стилистической многогранности. Композитор оставил наследие в различных стилях, в каждом из которых проявил свою самобытность и гениальность. Одним из первых он привнес в академическую музыку ритмы и мотивы джаза, создав «Эбеновый концерт» для кларнета и джазового ансамбля, «Регтайм» для 11 инструментов.
Первый, так называемый русский период творчества, протянувшийся до начала 1920-х годов, связан с интересом Стравинского к глубинному русскому фольклору, к его обрядам, ритуалам. Образы балагана и лубка – основные в этот период – мы встречаем в балете «Петрушка», интерес к дохристианской Руси с ее обрядами явился в новаторском балете «Весна священная», премьеру которой сам Стравинский в своей биографии описал предельно кратко и емко – «скандал».
Второй творческий этап в жизни композитора был посвящен неоклассическому стилю и ознаменовался поворотом к античным и библейским сюжетам, классической простоте музыкального языка, обращением к творчеству композиторов прошлого. Назовем некоторые из известных сочинений этого периода: оперы «Царь Эдип» и «Похождения повесы», балеты «Орфей», «Поцелуй феи», «Пульчинелла» на музыкальные темы Дж. Перголези, «Симфония псалмов» для оркестра и хора.
Завершающий период отмечен обращением к религиозной тематике («Плач пророка Иеремии», «Священное песнопение» и т.д.) и свободным претворением в творчестве серийной техники письма.
При большом стилистическом многообразии, творчество Игоря Стравинского глубоко самобытно и на всем своем протяжении несет отпечаток русской музыки и культуры. Это позволяет говорить о нем, прожившим большую часть жизни за границей, как об исконно русском композиторе.
Источники: Easterfestival, Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл.ред. Г. Келдыш. – М., 1990