Выставка, организацией которой диктатор подписал себе смертный приговор

дегенеративное искусство

Выставка, организацией которой Гитлер подписал себе смертный приговор, называлась «Дегенеративное искусство». Она прошла в 1937 году в Институте археологии в Мюнхене, и впоследствии гастролировала по Рейху. К «дегенеративному искусству» относились экспрессионизм, сюрреализм, дадаизм и тому подобное.

Термин впервые был использован в уничижительном контексте в XIX веке романтиком Фридрихом Шлегелем, который под ним подразумевал поэзию поздней античности.

Но идейная основа понятия «дегенеративное искусство» была заложена в работе Пауля Шульца-Наумбурга «Kunst und Rasse» («Искусство и раса») 1928 года. Опираясь на неё, нацисты с 1933 года изъяли более 16 тысяч картин, скульптур, керамики, которые объявили оскорбляющими глаз публики. Всё то, что сегодня мы относим к шедеврам современного искусства, показывалось публике с обличительными целями на небольших «выставках позора».

Лучшее показали на масштабной выставке в 1937 году, часть продали, некоторые работы затем публично сожгли, как в 1933 году поступили с книгами враждебных у нацистской идеологии авторов.

Если до этого момента у мировой общественности ещё сохранялись остатки доверия к идеологии, провозглашенной Гитлером, то после «иконоборчества» (Бильдерштурма) создание «чистого пуританского общества» стало всё активнее отвергаться с точки зрения стандартов образца человеческой культуры.

Весь мир ахнул, поняв, что король-то голый! Стало понятно, что человек, который провозглашает такие идеалы в искусстве, отрицает пути развития плюралистического образца и призывает только к одному-единственному им признанному лекалу. Появилось подозрение, что он психически нездоров, и утверждает себя в своём безумии всесильным.

При попытке навязать обществу свои низкие стандарты вкуса, которые отвергаются большинством людей, обладающих пониманием красоты и совершенства, Гитлер стал практически изгоем. Вопреки проводимой идеологии, культурная часть населения поняла, кто на самом деле психически и физически ущербен — деятели искусства, создававшие шедевры, или их гонители.

В 1929-1930 годах вышла работа выдающегося испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Это был первый труд философа в таком роде (впоследствии выходили более известные труды на подобную тему, например, его ученицы Ханны Арендт «Тоталитаризм»). Испанец излагал концепцию тоталитарного государства, согласно которой тоталитаризм должен был подчинить себе вкусы и предпочтения населения в культуре, и даже саму культуру как таковую.

Культура — самое слабое место в её архитектуре взаимотношений с населением.

Дегенеративное искусство — выставка 1937 года, привлекала внимание всего населения, а затем и все взгляды мира были прикованы к ней. Она показала, каковы реальные стандарты идеологии фашизма.

Высокие стандарты античности, на которые намекал Гитлер, никто не ставил под сомнение. Но человек устроен так, что мир искусства диктует свои законы и пути развития взглядов на красоту, совершенство и ощущения как таковые.

История с выставкой «Дегенеративное искусство» изучается в школах в Европе, чтобы продемонстрировать, как власть попытками вмешательства во внутренний мир человека пытается его регулировать. Эта выставка подемонстрировала очевидный факт: конец режима и его идеологии близок. Что и произошло через 9 лет.

Гитлеризм как идеология человеконенавистничества приводит не только к отуплению человека, но и подталкивает его к скорому разрыву с теми, кто осуждает прекрасное. Тем не менее, его идеи «культурной исключительности» находят и сегодня последователей в Европе.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку