Создание оперы растянулось на 18 лет и прервалось смертью композитора. Ее завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Настойчивостью последнего мы обязаны тем, что «Половецкие пляски» из второго действия были написаны и оркестрованы самим Бородиным.
Работа над оперой «Князь Игорь» известного ученого-химика, академика Медико-хирургической академии, основателя Русского химического опыта и члена Балакиревского кружка Александра Порфирьевича Бородина началась в 1869 году с легкой руки Владимира Стасова. Он предложил сценарий по летописи «Слово о полку Игореве».
Как истинный исследователь, Бородин приступил к работе со всей скрупулёзностью. Он изучил «Слово», а также Ипатьевскую летопись и некоторые списки, съездил на предполагаемое место событий и справлялся у этнографа В.Н. Майнова о характере половецкой музыки, получив от него некоторые образцы. Либретто оперы композитор написал сам.
Работа над произведением шла очень медленно: мешала постоянная занятость Бородина в Академии, работа по организации и проведению Высших женских врачебных курсов, жизненные неурядицы. Время на погруженную работу над оперой выпадало редко, чаще всего – в период летнего отдыха.
Самым продуктивным для «Князя Игоря» стало шестое лето с момента начала работы над оперой. В 1875 году Бородины не смогли найти дачу для летнего уединения и провели свой отпуск в Москве в квартире главного доктора Голицынской больницы, расположенной у большого тенистого сада близ Москвы-реки. Имея под рукой рояль, Бородин сделал четырехручное переложение Первой симфонии и несколько завершенных в клавире номеров «Игоря», в том числе полностью – сцену Половецких плясок.
По возвращению в Петербург Бородин показал фрагменты оперы друзьям по «Могучей кучке». Созданные сцены впечатлили товарищей. От Бородина стали ждать продолжения работы над оперой. Но сильная занятость мешала ему заняться ей с полной отдачей.
В сезоне 1878-79 годов Бесплатная музыкальная школа Балакирева вновь объявила о концертах. Римский-Корсаков, выступающий в ней в статусе дирижёра, предложил абонементный цикл из 4 программ. В них вошли и «Половецкие пляски» Бородина. От последнего Римский-Корсаков получил обещание оркестровать клавир в самые короткие сроки. Начались репетиции с хором.
… ходишь-ходишь к нему, спрашиваешь, что он наработал. Оказывается — какую-нибудь страницу или две страницы партитуры, а то и ровно ничего. Спросишь его: «Александр Порфирьевич, написали ли вы?» Он отвечает: «Написал». Но оказывается, что он написал множество писем. «Александр Порфирьевич, переложили ли вы, наконец, такой-то нумер?» —«Переложил», – отвечает он серьезно. «Ну, слава богу, наконец-то!» —«Я переложил его с фортепиано на стол», – продолжает он так же серьезно и спокойно.
Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни.
Утратив надежду на Бородина, Римский-Корсаков предложил свою помощь. Бородин пришел к нему на квартиру вечером и принес начало партитуры. К работе приступили сообща, в том числе и воспитанник Римского-Корсакова, педагог Петербургской консерватории Анатолий Лядов. Чтобы ускорить процесс, композиторы делали пометки карандашом. Бородин, как истинный химик, после окончания работы покрыл страницы желатином, чтобы сохранить карандашные пометки, и развесил «их, как белье» в кабинете Римского-Корсакова, чтобы тот далее передал переписчику.
Через год похожим образом под нажимом Римского-Корсакова были оркестрованы другие готовые номера оперы для исполнения в концертах Бесплатной музыкальной школы. Они и стали той основой, из которой Римский-Корсаков при участии Александра Глазунова собрал партитуру «Князя Игоря» после скоропостижной смерти Бородина в 1887 году.
«Половецкие пляски» превзошли успех самой оперы. В 1909 году оперу ставила труппа Дягилева в рамках Русских сезонов в Париже. По воспоминаниям режиссера Сергея Григорьева, впечатления от этой сцены заставили публику забыть даже об исполнителе партии Кончака – самом Шаляпине: «бурные аплодисменты неоднократно прерывали действие, и, когда занавес опустился, ажиотаж был неописуемый».
Музыка, созданная Бородиным для вставной балетной сцены, – поистине легендарная. Она разворачивается от ласкающей слух мелодии «Улетай на крыльях ветра» до неистовой пляски, вовлекая в свою орбиту каждого находящегося вокруг и не отпуская его вплоть до финальных аккордов. Древняя Русь и Великая степь в единой картине, отождествляющей мощь и величие нашей истории и страны.
«Половецкие пляски» Бородина, а также произведения Глинки, Римского-Корсакова и Чайковского прозвучат в Большом зале Московской консерватории 12 июня, в День России. Исполнят программу Государственный академический Большой симфонический оркестр им. Чайковского и Государственная академическая хоровая капелла России им. Юрлова.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения