Зола и шлак, выбрасываемые Новосибирской ТЭЦ в воду озера, находящегося в получасе езды от центра Новосибирска, насытили его кальцием, кремнием и другими соединениями. Озеро стало нездоровым, но благодаря химическому составу приобрело красивый бирюзовый оттенок. Отсутствие должной охраны опасного объекта и его красивый вид создали поток туристов, те обрушили в соцсети множество фотографий с «Новосибирских Мальдив», а руководство ТЭЦ-5 наконец-то одумалось и поставило его под охрану.
Непонятно, куда раньше смотрело руководство ТЭЦ-5, её головная организация «Сибирская генерирующая компания» (СГК) Андрея Мельниченко и одобривший золотоотвал Новосибирский комитет природных ресурсов. После того, как территория наконец-то была оцеплена, стали выпускаться противоречивые заявления руководства СГК. С одной стороны, оно убеждает людей, что «вода и воздух над золоотвалом не токсичны, радиационный фон на территории гидротехнического сооружения в норме», с другой — распространяет предупреждающие заявления: «В первую очередь, из соображений безопасности для самих людей — купаться, заходить в воду и пить ее нельзя. Сейчас из-за любителей красивых фото персоналу станции приходится работать вне штатного режима».
Так токсичны вода и воздух или нетоксичны? И чем виноваты туристы, если все показатели в норме, озеро неопасно и каждый желающий может беспрепятственно пройти на его берег?
Дмитрий Шахов, российский эколог, предупредил, что вода в озере может вызвать аллергические реакции и даже химические ожоги при глотании или прикосновении. «Эта вода насыщена тяжелыми металлами и вредными веществами», — такие его слова приводит Associated Press.
Ещё в 2014 году руководство Новосибирска обращало внимание на проблему золотоотвалов и выбросов, осуществляемых четырьмя новосибирскими ТЭЦ. Эти выбросы ежегодно составляли 875 тысяч тонн отходов, из них большая часть (520 тысяч тонн) приходилась на долю той самой ТЭЦ-5. Более того, учёные предупреждали руководство организации, что ёмкости её золотоотвалов хватит лишь на 2.5 года, и проблему необходимо решать кардинально: создавать современную систему сжигания мусора, требующую инвестиций и налаживания сети распространения в отраслях-потребителях этих утилизированных шлаков, например, среди строительных компаний. Но энергетики не были готовы к расходам, и никто их не заставил это делать.
Всё так бы и шло, если бы неконтролируемый туризм не разбередил язву «Новосибирских Мальдив». Конечно, всё тайное рано или поздно становится явным, и нынешняя ситуация хороша тем, что закончилась благополучно для людей, потому что турпоток был российский и местный, а наши люди привыкли к осторожности и не стали купаться в «неопасном озере». А вот европейцы, привыкшие к другим условиям, могли бы и искупаться. И что тогда?