«Тысячи мелодий, одновременно надвигающихся на меня со всех сторон…», — описал Дариус Мийо впечатления от неба в Бразилии. Их композитор передал в музыке, навсегда включив в нее политональность.

24-летний выпускник Парижской консерватории по классу скрипки, композиции и дирижирования Дариус Мийо отправился в Бразилию в составе дипломатической миссии во главе с послом, поэтом и драматургом Полем Клоделем. В солнечной южноамериканской стране Мийо провел 3 года, навсегда сохранив в памяти великолепие природы этих мест. Через год после возвращения во Францию он написал фортепианный цикл «Тоска по Бразилии».
Я любил смотреть, как панорама Рио постепенно расстилается передо мной, а залив ясно очерчивается в мерцающих огнях. Или же я брал лодку на другой берег залива, недалеко от Нитероя, и целую часть ночи лежал на пустынном песчаном пляже при таком ярком лунном свете, что можно было без труда читать…
Дариус Мийо. «Моя счастливая жизнь»

Мийо был личным секретарём Клоделя. Не смотря на разницу в возрасте, их связывала крепкая дружба. Познакомившись со стихами Клоделя в 1911 году, Мийо сразу написал несколько романсов, а в 1912 познакомился с поэтом лично. Они быстро нашли общий язык и вскоре Клодель пригласил Мийо стать его секретарем в дипломатической миссии в Бразилию. Мийо сопровождал шефа во всех поездках и прогулках, посетил все достопримечательности и укромные уголки этой экзотической страны, бывал на званых ужинах в лучших домах Рио-де-Жанейро.

Профессор Национальной консерватории <…> пригласил меня на ужин. <…> С другой стороны стола сидел молодой человек <…> круглое, число выбритое, полное лицо, более смуглое, чем у других, и грустные, умные глаза.
Артур Рубинштейн о знакомстве с Дариусом Мийо

Музыкальная жизнь Рио, по воспоминаниям Мийо, в зимний сезон была насыщена яркими событиями. В оперном театре пел Энрико Карузо, с фортепианными концертами выступал Артур Рубинштейн, с гастрольным выступлением в Рио приезжали даже «Русские сезоны» Дягилева с постановкой «Парада» Эрика Сати с хореографией Леонида Мясина и костюмами Пабло Пикассо.
Но еще больший восторг у Мийо вызвали «шум бразильских лесов» и «ритмы бразильского танго». Своеобразная культура Южной Америки, многочисленные ударные инструменты, местный музыкальный фольклор нашли горячий отклик у начинающего композитора.
Он вернулся на родину 11 ноября 1918 года, застав родной Париж в радостном волнении в связи с завершением Первой мировой войны. С собой Мийо привез многочисленные сувениры и безделушки.
Воспоминания о годах, проведенных в жаркой Бразилии, Мийо собрал в танцевальной сюите для фортепиано «Тоска по Бразилии». Каждый номер этой сюиты носит название округов Рио-де-Жанейро и других городов, где он побывал за время своей службы при посольстве Франции, и создан в жанре традиционных латиноамериканских танцев.
«Тоска по Бразилии» для фортепиано, ор. 67. Исполняет Яков Кацнельсон
Я был счастлив вернуться в Париж, увидеть своих родителей и друзей. Но моя радость смешивалась с ностальгией: я глубоко полюбил Бразилию.
Дариус Мийо. «Моя счастливая жизнь»
4 сентября мы отмечаем 130 лет со дня рождения Дариуса Мийо, чья самобытность и открытый оптимистичный взгляд на мир подарили нам множество ярких музыкальных образов. 80 лет своей жизни – с рождения и до 1972 года – Дариус Мийо изложил в автобиографии «Моя счастливая жизнь». Полную оптимизма книгу, раскрывающую радость творчества, счастье знакомства и дружбы с известными людьми XX века, написал человек, который в конце жизни был прикован к инвалидному креслу, но не потерял жизнерадостного взгляда на мир вокруг себя и на себя в этом мире.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения