Поругание Лукреции: преступление как повод для смены власти

Поругание Лукреции

Кто знает, что было бы с Римом, если бы им продолжали править Тарквиний Гордый и его потомки, но злодеяние прекратило эту династию, а с ней и царскую власть. В VI веке до Р.Х. римлянам казалось, что в их царстве слишком много греха — рыба гниёт с головы при порочных правителях, и нет конца и края тирании и разврату.

Единственной благочестивой женщиной римской элиты оказалась Лукреция, дочь префекта Рима и жена главнокомандующего Луция Тарквиния Коллатина (также из рода Тарквиниев). Преступление, совершенное в отношении неё, положило конец злодеяниям тиранов и привело Рим к республиканской форме правления.

Крупнейший британский композитор XX века Бенджамин Бриттен написал на этот большой сюжет камерную оперу — первое своё произведение в этом жанре. Как дань христианской традиции в опере звучит голос страдающего народа — это рассказчики-пассионы. Режиссёр московской постановки Екатерина Одегова сравнивает оперу со «Страстями» Баха и подчёркивает, что композитор пропускает через хрупкое тело Лукреции весь «духовный путь человечества и Христа». На сцене Новой Оперы в Москве «Поругание Лукреции» Бриттена с успехом идёт с апреля 2019 года.

Луций Тарквиний Супербус — седьмой и последний король Рима из династии этрусских царей, славился жестокостью, политическими убийствами, не уважал Сенат и большинство римских традиций и привёл страну в упадок. Его родственники были ему под стать, но преступление сына короля Секста Тарквиния (одновременно двоюродного брата Луция Тарквиния Коллатина) переполнило чашу терпения.

Тарквиний Гордый
Тарквиний Гордый на сцене Новой Оперы — Дмитрий Орлов. Фото: Д. Кочетков

В 509 году до Р.Х. армия Тарквиния Гордого осадила столицу рутулов — Ардею. От бездействия во время осады вояки заспорили, сохраняют ли их жены верность мужьям и решили проверить это действием, подсылая им искушения. Древнеримский историк Тит Ливий свидетельствует: «Приз состязания в женских добродетелях достался Лукреции… Тогда-то Секста Тарквиния и охватило злое желание развратить Лукрецию силой; его спровоцировала не только ее красота, но и ее целомудрие».

Лукреция решила не заминать ужасный эпизод, напротив, раздула большой пожар и принесла себя в жертву народу. Она сразу послала за своим мужем и отцом и двумя свидетелями, взяла с них клятву отомстить за себя и вонзила кинжал в свою грудь.

На окровавленном кинжале была принесена клятва: «Этой кровью, самой целомудренной, пока Секст не унизил Лукрецию, я клянусь, и я беру вас, боги, в свидетели, что я буду всеми средствами преследовать Луция Тарквиния Супербуса, его злую жену и всех его детей мечом и огнем и что я не позволю ни им, ни кому-либо другому быть королем Рима!», как свиделельствует Тит Ливий.

Тело Лукреции привезли на Римский форум. Жертва олицетворяла все, чем обладали римляне и чего не было у этрусков: честь, добродетель, храбрость. Её тело стало в центре импровизированного собрания патрициев, решивших, что Рим отныне будет управляться законами и выборными должностными лицами, сенатом и народом Рима. Плебеи поддержали это решение. Все объединились ради свободы Рима.

Тогда же была принята временная конституция будущей Римской Республики. Никогда больше Рим не увидит наследственного царя.

Изнасилование Лукреции — больше, чем история насилия над женщиной, это о чести и добродетели, о свободе и тирании. Поэтому Лукреция стала героиней многочисленных стихотворений, пьес, опер и произведений искусства, включая произведение Шекспира «Обесчещенная Лукреция» и картины Боттичелли и Тициана.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку